Калининград -\"маленькая Россия\" в сердце Европейского Союза
На модерации
Отложенный
Ошибиться невозможно, мы действительно в России. В Калининграде памятники и здания советской эпохи пока еще не сдают позиции перед натиском модных бутиков и круглосуточно работающих супермаркетов. На дорогах стоят, мешающие движению, сломанные автомобили в ожидании гипотетического прибытия ремонтников или полиции. Зимой ночь наступает уже в 16 часов, и прохожие похожи на дрожащие от холода тени, спешащие в свои жарко отапливаемые квартиры. Вывески ювелирных магазинов, где на всех витринах красуется местный янтарь (90% мирового производства) сияют до позднего часа.
Однако Калининград не похож на другие российские территории. Бывшая столица Восточной Пруссии, экс-Кенигсберг - анклав внутри Европейского Союза: с северо-востока - Литва, на юге - Польша, на севере - Балтийское море. Эта административная область с населением в 940 000 человек оказалась в изоляции после того, как в 2004 году ее соседи стали членами Евросоюза, и визовой режим ужесточился. Теперь, чтобы попасть в Россию нужно лететь самолетом, что дорого, или получать Шенгенскую визу.
5 ноября калининградцы не обрадовались, услышав, как их президент Дмитрий Медведев объявил о развертывании в области ракет 'Искандер' в ответ на размещение элементов противоракетного щита в Чешской Республике и Польше. Губернатор области Георгий Боос подчеркивает долю ответственности американцев. 'Система ПРО США - плохая реклама, не способствующая снижению рисков. Я надеюсь, - говорит он, - что будущая администрация (США) поймет это. Если щит будет размещен в Польше и Чешской Республике, говорить будет не о чем'. 'А если его не будет, - добавляет Боос, - так опять же говорить будет не о чем'. Имея в виду, что ракеты тогда в Калининградской области не появятся.
В эти кризисные времена, когда по всей стране намечаются увольнения и снижения зарплаты, население анклава в первую очередь хотело, чтобы перемещение людей и грузов между областью и соседними странами стало более стандартизованным процессом. ''Искандеры' - это дорога в никуда, это приведет к застою в регионе. Мы должны сделать Калининград более открытым для стран, где иммиграция находится под контролем, как в ЕС или США'. Человек, высказавший это мнение, любит рисковать. Игорь Рудников, бывший военный журналист Балтийского флота, возглавляет газету 'Новые колеса'. На это издание, где публикуются объявления и острые расследования, уже не раз подавались жалобы в судебные инстанции. 'Это газета антикоррупционная, а не оппозиционная, - уточняет Рудников.
- Если бы я написал, что думаю о политике, то прямиком оказался бы в тюремной камере'.
В области коррупции поле для расследований бесконечно. 'Ее размах изменился, - отмечает журналист, который также является депутатом городской Думы. - Теперь на воровство идут ради не 20 000, а 120 000 долларов. Это - основа вертикальной власти. Даже в армии солдаты не получат своего довольствия, если не отдадут часть денег командиру'.
Теперь все не так, как было в 1990-е годы, когда Игорь Рудников свободно обличал нелегальную продажу имущества ВМФ. Однако он считает, что 'в Калининграде условия более либеральные, чем в других регионах России, где люди до сих пор живут как во времена КПСС'. В этом заслуга губернатора, Георгия Бооса. Бывший вице-спикер Думы ( нижняя палата парламента), куда его три раза избирали депутатом, приехал в анклав в 2005 году. 'Он смог снизить размер хищений в администрации и привлек большой объем федеральных фондов', - признает Игорь Рудников.
Правда и здесь правила экономической игры так же непрозрачны, как и по всей России. 52-летний Витаутас Лопата, владелец ресторана в центре города, делал свой политический выбор в пользу оппозиционных партий, вместо того чтобы вступить в партию власти 'Единая Россия'. На протяжении долгого времени он пытался открыть в городе еще несколько ресторанов, даже приобрел участок земли, но мэрия отказала ему в разрешении на строительство.
По его мнению, будущее анклава лежит в его открытости навстречу ЕС. Статус экономической свободной зоны, призванный обеспечить развитие области, выгоден лишь нескольким крупным компаниям. 'Мы должны добиться экономической автономии, - утверждает Витаутас Лопата. - Органы внутренних дел, прокуратура, армия останутся в федеральном ведении. Но нам нужно разговаривать с поляками и литовцами напрямую, без вмешательства Москвы. Таким образом, в один прекрасный день мы сможем надеяться заключить договор об ассоциации с ЕС'. Губернатор Георгий Боос также не против договора о сотрудничестве, но он даже и мысли не допускает об отделении от Москвы. 'Калининград может послужить идеальной платформой для развития отношений между ЕС и Россией, - говорит он. - Одной из очевидных областей может стать визовой режим'. А пока в преддверье праздников перед польским консульством каждое утро выстраивается очередь из сотни человек. Туристы, деловые люди, закупщики, импортеры подержанных машин. Все они хотят, чтобы пересечение границы стало не таким хлопотным делом.
Комментарии