Гены заставляют финансистов рисковать
Будут ли люди принимать решения о рискованных финансовых вложениях или нет, иногда зависит только от наличия в их ДНК особых вариантов двух генов, регулирующих передачу нервных импульсов.
Так считают американские ученые, сообщает РИА «Новости». «Наше исследование впервые показывает роль особых вариантов генов серотонинового транспортного белка и дофаминового рецептора в предсказании — будут ли люди в большей или меньшей степени брать на себя финансовые риски», — заявила одна из авторов исследования Камелия Кунен из Северо-Западного университета в штате Иллинойс, США.
Ученые изучали ген рецептора гормона дофамина DRD4 и ген SLC6A4, кодирующий транспортный белок, предназначенный для переноса гормона серотонина через клеточную мембрану к нейронам. В 1990−х годах ученые выявили различные варианты этих генов, связанные с особенностями эмоционального поведения людей и их привыканием к наркотикам и алкоголю.
Один из участков гена SLC6A4, называемый 5−HTTLPR, может содержать дополнительно 44 пары нуклеотидов в своем длинном варианте. Если же он их не содержит, то говорят, что человек обладает короткой аллелью 5−HTTLPR. Этот вариант связан с повышенной невротичностью людей и их стремлением избежать вреда для себя.
Авторы исследования установили, что люди, у которых ген SLC6A4 содержит короткую аллель участка 5−HTTLPR, на 30% реже вкладывают деньги в рискованные проекты, чем люди с длинной аллелью.
Кроме того, люди, ДНК которых несет аллель гена дофаминового рецептора D4, связанную со стремлением людей к новизне и определяющую их страсть к азартным играм, по сравнению с носителями другого варианта этого гена на 25% чаще вкладывают средства в рискованные предприятия.
В опытах, выявивших эту связь, принимали участие 65 студентов Северо-Западного университета, каждому из которых выдали по $15, после чего подопытным предложили принять 96 решений о вложениях, на каждое из которых студенты получали дополнительные средства.
Студенты знали о риске вложений: они могли принести либо 20% прибыли, либо 10% убытков. Но могли получить и фиксированную прибыль в размере 3% от безопасных вложений. Полученную прибыль сообщали только по окончании полуторачасового опыта. В итоге в среднем каждый участник заработал на виртуальном инвестиционном рынке $25.
При этом в ходе опыта каждый из участников вел себя как настоящий финансист, выбирая в каждом случае более рискованные вложения, если он мог получить большую прибыль или не боялся потерять часть средств.
Кунен отмечает, что гены определяют чуть менее 30% различий в том, как люди принимают на себя риски. Остальные различия обусловлены личным опытом и воспитанием, а потому возможность предсказания поведения вкладчиков нуждается в дальнейшем исследовании.
Комментарии