Что означает \"дресс-код по-русски\"?
«Ну, как тебе не стыдно? Хоть бы комсомольский значок сняла!», - возмущается советская активистка в фильме «Стиляги», обращаясь к героине, которая, подумать только (!), идет рядом со «стилягой» и наверняка уже тоже заразна! 50-е – дресс-код в глобальном масштабе: вся страна от мала до велика, всё унифицировано: от цвета носков до длинны мыслей в умах.
Светлой памяти Энгельса: «Бытие определяет сознание», значит, на сознание можно воздействовать, меняя бытие. Значит, если одеть чиновника в строгую ответственную шинель – он сам неизбежно пропитается духом строгости и ответственности. Стремление одеть всех и вся в духе строгости и ответственности давняя российская традиция: ох уж эти мундиры для чиновников, мундирчики для студентиков, мундирушки для гимназистов. Ну и внешний вид соответственно – регламентировалось наличие или отсутствие бороды, длина бакенбардов, волос, полей у шляпы и другие мелочи. Чиновник не имел права носить бороду, студент должен был благопристойно стричься, а веселее всего приходилось военным: у них не только масть лошади полку должна была соответствовать, но и цвет волос – роты старались набирать из одних брюнетов, блондинов или шатенов, чтобы на параде глаз радовали.
А сколько воспоминаний осталось о синих школьных куртках, одинаковых у всех мальчишек, и покупаемых раз в год – на осеннем школьном базаре, и коричневых девичьих платьях, шерстяных и колючих, в которых было холодно зимой и жарко летом. Все одинаково одеты, все равны, у всех одинаково светлое будущее…
Потом пришла перестройка, вместе с перестройкой пришла демократия, вместе с демократией новая идеология, главная мысль которой состояла в том, что все должно быть «не так как раньше». Как именно еще не придумали, но равнять всех под одну гребенку на всякий случай перестали. Отменили и школьную форму, заодно похоронив целое направление легкой промышленности.
Пронеслись лихие 90-е, нарядив страну в турецкую кожу и китайские спортивные костюмы, капитализм не строился, кокос не рос. А очень хотелось цивилизации, очень хотелось соответствовать и быть на уровне. Как в бессмертной комедии Мольера очень хотелось освоить западные манеры и стиль по «экспресс-методу Илоны Давыдовой». Повсеместно распространенные в Европе «коды одежды», предполагающие определенный стиль в одежде для различных мероприятий, в нашей стране трансформируется в «дресс-код», определяющий нормы и запреты для внешнего вида «приличного человека».
И вот уже в школах начинают вводить «обязательный стиль одежды», по сути дела школьную форму, цвет и фасон которой определяется директором школы, в одном случае это обязательная серая жилетка с логотипом и номером школы, в другом – туфли с белой подошвой. А потом железнодорожники заказывают разработку форменной рабочей одежды Зайцеву, а военные и милиционеры Юдашкину, чтобы духу времени соответствовать.
Нет, я не против форменной одежды, специальной рабочей форменной одежды. Военным форма помогает различить своих и чужих (она должна ещё согревать, беречь от дождя и прочих непогод, но с этими функциями справляется хуже), милиционерам – показать кастовую принадлежность, пожарным не сгореть (в прямом смысле слова!) на работе, а миллионам честных трудящихся – работать, не боясь запачкать последнюю рубаху трудовым потом.
К сожалению, в тысячах организаций стремление руководителей соответствовать иностранным нормам настолько велико, что приводит к судорожному созданию не всегда адекватных правил трудовой дисциплины. Недостающая информация берется из Интернета, а ее адаптация «под себя» производится путем самостоятельной формулировки различных правил. Например, одна из любимых норм отечественного «дресс-кода» - недопустимо надевать на работу джинсы.
Еще ни разу не встречала расшифровки – что такое джинсы? Это штаны из джинсовой ткани? Штаны определенного кроя? Любые штаны синего цвета? Или все, что было куплено на рынке в павильоне с надписью «Джинсы»? Зачастую после ограниченного перечня «что можно носить», включающего в себя строгие костюмы и блузы с юбками классических форм, можно встретить требование, что внешний вид работника должен отличаться присутствием вкуса и стиля. Вот незадача-то… Не всем идут строгие костюмы и классические формы – я, например, в самом элегантном костюме похожа на лист ДСП, особенности фигуры, против природы не попрешь. Так какое требование выполнять: строгий костюм или все-таки присутствие вкуса? Непонятно.
А что же Европа? Европа отличается большей прагматичностью и адекватностью: так после жаркого лета во многих крупных иностранных фирмах была проведена кампания, разрешающая мужчинам приходить на работу без пиджака и галстука – и работникам комфортно, и фирма сэкономила электроэнергию за счет меньшего использования кондиционеров. Все довольны и счастливы. В России при введении руководителем организации «дресс-кода» частенько допускаются перегибы, а правила жестко едины для всех: известен случай, когда сотрудница одной из фирм, находясь на первом месяце беременности, из-за проблем со здоровьем была вынуждена носить на работе открытые туфли. По корпоративным правилам «дресс-кода» разрешалась только закрытая обувь, а несоблюдение этих правил влекло за собой весьма солидные штрафы. Женщина была вынуждена уйти на больничный за несколько месяцев до отпуска по беременности.
Описанная ситуация, к сожалению, не дикое исключение, а скорее уже привычная для многих норма, несмотря на то, что руководитель не может законным способом наказывать работников за «неподобающий» внешний вид – соблюдать определенный законом дресс-код обязаны только люди, работающие в особых условиях труда – уже упомянутые пожарные, доктора, милиционеры и т.п., у других работников такой обязанности нет. Издание приказа, предписывающего определенную форму одежды для сотрудников, без учета мнения представительного органа работников, противоречит Трудовому кодексу. Хотя работодателей сей факт мало волнует, несмотря на рекомендации экспертов воздержаться от желания руководить организацией исключительно при помощи прописанных правил. При навязывании сотрудникам дресс-кода работодатель рискует не только потерять ценных специалистов, но и понести ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушения: от штрафа до приостановки деятельности, если обиженный сотрудник напишет жалобу.
Компромисс, разумеется, всегда возможен – можно компенсировать сотрудникам расходы на пополнение гардероба офисной одеждой, можно заказывать форму для работников в ателье по индивидуальным меркам… Российский работодатель, как правило, не желает нести дополнительные расходы, просто требует от сотрудников приобретать подходящую на его, работодателя, взгляд одежду: компромисс – слово не русского происхождения.
Запреты и требования к одежде в нашей стране применяются не только во «взрослом мире». Ситуация, связанная с запретом деятельности эмо и готов – если бы эти дети не носили черное, не ходили с рваными челками или розовыми феньками, но увлекались бы всем «готичненьким» и не стеснялись проявлять эмоции – их бы тоже «запретили»? Что на самом деле означает «дресс-код по-русски»? Порядок в головах? Определенный стиль мышления? Кажется, мы это уже проходили: все новое – хорошо забытое старое, и история развивается по спирали…
Говорят, продольные полоски на одежде приводят мысли в порядок и располагают к диалогу. Может, оденемся в полосатое и сядем за стол переговоров?
Комментарии