США планируют атаковать Афганистан из Пакистана?
Планы новоизбранного президента США Барака Обамы о переносе упора в американской «глобальной войне с терроризмом» с Ирака на Афганистан свидетельствуют о расширении масштабов афганской войны.
Планы новоизбранного президента США Барака Обамы о переносе упора в американской «глобальной войне с терроризмом» с Ирака на Афганистан свидетельствуют о расширении масштабов афганской войны. Вдополнение к находящимся сейчас в Афганистане 63 тыс. военнослужащих США и их союзников в течение 2009 года предусматривается направить в эту страну еще 30 тыс. американских солдат. Если дополнительные формирования пришлют и другие страны НАТО, общая численность западных войск в Афганистане достигнет рекордной отметки в 100 тыс. человек — пиковой численности советской 40-й армии в период военного присутствия СССР.
Группировка США и их союзников в Афганистане сейчас состоит из двух компонентов. Прежде всего, это собственно американские силы, участвующие с 2001 года в операции Enduring freedom («Несокрушимая свобода») по ликвидации режима талибов в Афганистане и подчиняющиеся непосредственно Центральному командованию вооруженных сил США, которое отвечает за американские операции на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Ядром насчитывающего около 10 тыс. американского воинского контингента являются части 25-й легкой пехотной дивизии армии США.
Кроме того, западную коалицию представляют Международные силы по поддержанию мира в Афганистане (ISAF), действующие под руководством НАТО и насчитывающие 53 тыс. человек. В ISAF представлены контингенты 42 стран, в том числе почти всех членов НАТО. Основу ISAF составляют американцы — 20,6 тыс. человек. Второй по численности контингент у британцев — 8,3 тыс. человек. Среди других участников коалиции, пославших в Афганистан более или менее значительные отряды, следует назвать Германию (3,3 тыс. человек), Францию (2,73 тыс. человек), Канаду (2,5 тыс. человек), Италию (2,35 тыс. человек), Нидерланды (1,77 тыс. человек), Польшу (1,13 тыс. человек) и Австралию (1,1 тыс. человек).
Планы наращивания американских сил носят вполне закономерный характер, поскольку на протяжении всего 2008 года ситуация в Афганистане беспрерывно ухудшалась, заставляя американцев говорить о том, что почва уходит у них из-под ног. В 2008 году в Афганистане погибло 293 военнослужащих многонациональных сил (155 американцев) — в то время как в 2007 году погибших было 232 (117 американцев). Количество совершенных повстанцами диверсий с применением взрывных устройств выросло за год вдвое, достигнув отметки в 2 тыс. Причем только за последние два месяца ушедшего года в стране прогремело более 600 взрывов. Слабость проамериканского правительства Хамида Карзая позволила движению «Талибан» восстановить контроль над частью районов Афганистана и установить там свои порядки.
Континентальное положение Афганистана, гористая местность и отсутствие необходимой инфраструктуры превращают снабжение действующих на его территории войск в крайне сложную проблему. Основным средством переброски личного состава, боевой техники, наиболее ценного военного снаряжения и боеприпасов является военно-транспортная авиация США и НАТО. Однако ограниченная провозная способность самолетов, высокая стоимость доставки грузов по воздуху, и, что не менее важно, низкая пропускная способность афганских аэродромов («Баграм» и «Кандагар») вынуждает перевозить большую часть грузов наземными маршрутами. По суше в Афганистан доставляется продовольствие, вода, топливо, предметы снабжения и строительные материалы, активно используемые группировкой войск НАТО. По суше перебрасывается автотранспорт и ввозится большая часть «небоевого» оборудования. Помимо снабжения войск западной коалиции перед США стоит задача формирования афганской национальной армии, численность которой в течение 2009 года увеличится с 68 тыс. до 100 тыс. человек. Поскольку у афганского правительства нет средств на содержание такой гигантской армии, она находится на полном иждивении у американцев и всем необходимым снабжается из-за границы. Наконец, большое количество грузов поступает в страну в рамках осуществляемых Западом масштабных программ реконструкции Афганистана и оказания экономической и гуманитарной помощи афганскому населению.
Практически единственным доступным для США путем доставки снабжения в Афганистан является пакистанский маршрут.
В общей сложности через Пакистан идет 70% грузов, предназначенных для западной коалиции.
Стоит отметить, что 90% грузов проходит через Пешавар, который превращается в важнейший перевалочный пункт снабжения для сил США и НАТО. Этот город является столицей пуштунской приграничной Зоны племен, территории, которая является вотчиной «Талибана» и других радикальных исламистских групп. Именно здесь, среди живущих по патриархальным полуразбойничьим «понятиям» пуштунских племен, не признающих, по сути, никакой власти, и зародилось в свое время движение талибов, именно отсюда оно распространилось на Афганистан. При этом США лишены возможности проводить легальные военные операции на пакистанской территории и вынуждены полагаться на официальный Исламабад, который, в свою очередь, боится раздражать исламистов и каждый раз начинает военные действия с явной неохотой.
Таким образом, получается, что основной маршрут снабжения западной коалиции проходит через районы, контролируемые противником. И неудивительно, что подъем вооруженного сопротивления в Афганистане в 2007—2008 годах самым непосредственным образом отразился на коммуникациях США и НАТО в пограничных районах Пакистана, вылившись в резкий рост нападений на транспорты с грузами. Перевозка грузов для западной коалиции осуществляется пакистанскими и афганскими автотранспортными компаниями с местными водителями и местной же охраной, которая либо становится легкой добычей для организованных и хорошо вооруженных групп повстанцев, либо вообще не горит желанием вступать в конфликт со своими соплеменниками из-за западного имущества.
На протяжении второй половины 2008 года количество нападений на грузы только увеличивалось. Апофеозом стали события 1—8 декабря, когда группы боевиков численностью 100—200 человек совершили четыре нападения на терминалы и перевалочные базы в окрестностях Пешавара, уничтожив до 250 автомобилей и трейлеров и до 50 контейнеров с грузами для западных сил в Афганистане. Наибольшую известность получил «подвиг» экстремистов 7 декабря, когда в ходе нападения на автобазу в Пешаваре было сожжено 44 военных грузовика, а также 62 «хаммера», предназначенных для формирующейся афганской армии. Охрана во всех случаях разбегалась или бездействовала.
В Пакистане возрастает политическая дестабилизация, которая ставит под сомнение дееспособность этого государства. Исламистские повстанцы активизируют деятельность против правительственных войск, демонстрируя их слабость и неспособность навести порядок в стране. Западные наблюдатели все чаще говорят о системном кризисе в Пакистане, о погружении страны в хаос, что, безусловно, является куда более серьезной угрозой для маршрутов снабжения, чем самые успешные вылазки боевиков.
Таким образом, основная жизненная коммуникация сил США и НАТО в Афганистане становится все более уязвимой, и это вынуждает Запад к лихорадочному поиску альтернативных маршрутов снабжения. В сущности, если отбросить неудобный, имеющий низкую пропускную способность маршрут в обход России через Кавказ и Туркмению, то у натовцев остается только один выбор — транспортировка грузов по железным дорогам через Россию в Среднюю Азию. Ряд стран НАТО — Германия, Франция и Канада — тихой сапой уже достигли индивидуальных соглашений с Россией о транзите через ее территорию «небоевых» грузов для своих контингентов в Афганистане. Но для полноценного принятия этого маршрута и переориентации на него «пакистанского» грузопотока Вашингтону нужно наступить на горло собственной песне и пойти на расширение сотрудничества с «агрессивной» и «недемократической» Россией. Причем Соединенные Штаты должны быть готовы к уступкам по широкому кругу военно-политических вопросов, поскольку очевидно, что Москва, пользуясь своим выгодным положением и трудностями Запада, постарается получить от США за право транзита как можно больше, и не только в коммерческом плане. Так что новой американской администрации предстоит сделать серьезный выбор, который может существенно отразиться на характере российско-американских отношений.
Комментарии