Шесть мелодий Арама Хачатуряна, которые сделали его звездой мирового масштаба

На модерации Отложенный


Как говорил о себе сам Хачатурян, » я скорее печальный человек, чем весёлый». Но музыка его — это вечный праздник жизни. О чём бы он не писал, всё у него получалось феерично, ярко, щедро и жизнеутверждающе. Поэтому он так любим во всём мире — нашему прагматичному времени не хватает этой свободной роскоши красок и эмоций.

0 0 (600x556, 270Kb)

Когда Арам Хачатурян приехал в 1921 году из родного Тифлиса (Тбилиси), ему было 18 лет, он умел подбирать песни на слух и вообще не знал нотной грамоты. Только в Москве он впервые услышал музыку Бетховена, Шопена и Рахманинова.

Своё музыкальное образование он начал с нуля в Гнесинском музыкальном техникуме (на отделении виолончели как раз был недобор).

 

Арам Хачатурян в 1923 году.

Арам Хачатурян в 1923 году.

В Тифлисе чтобы свести концы с концами, он подрабатывал грузчиком на заводе «Армянвино» и певчим в хоре армянской церкви.

Через двенадцать лет он с отличием закончил Московскую консерваторию, и начал свою блестящую карьеру, увенчанную всевозможными советскими и международными наградами, звездой Героя Соц.Труда, Сталинскими, Ленинскими и Государственными премиями.

Вот шесть (из многих) популярных мелодий Хачатуряна, которые стали классикой ещё при его жизни.

Танец с саблями из балета «Гаяне» (1942)

Сейчас кажется странным, что в 1942 году кому-то было дело до балетов, опер и симфоний. Но балет «Гаяне» был поставлен именно тогда, в Перми, где был в эвакуации Кировский театр.

Дикая пляска курдов на празднике в армянском колхозе, завоевавшая весь мир, была написана Хачатуряном в срочном порядке (не без досады) по просьбе балетмейстера-постановщика (Нины Анисимовой), которой не хватило танца для финала.

После войны началась лавинообразная мировая популярность этой музыки уже отдельно от балета в качестве концертной пьесы, и Хачатурян стал «Тем, кто написал «Танец с саблями».

Карикатура Юлия Ганфа

Шарж Юлия Ганфа

Хачатурян не был этому рад, точно так же, как и другие авторы мега-хитов: «Тот, кто написал «Лунную сонату», «Тот, кто написал Болеро» или «Тот, кто написал ТУ САМУЮ прелюдию».

Слушая этот Танец, понимаешь, что Хачатурян не просто так сказал эти слова: «Я уверен, что композитор должен сочинять музыку в экстатическом состоянии».


                                                                                   Берлинский филармонический оркестр и Сейджи Озава.

 Лезгинка из балета «Гаяне» (1942)

С «Гаяне» в мировой концертный репертуар впервые вошла музыка Кавказа. На Западе этот балет практически не ставился, но сюиты, составленные композитором из отдельных музыкальных номеров, исполнялись довольно широко.

Это не просто лезгинка, а ух!-лезгинка, по которой можно проверить уровень оркестра и дирижёра. Второй «Полёт шмеля», но только во много раз горячее.


                                                                                         Оркестр Владимира Федосеева

Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» (1941)

Он особенно горячо любим нашей, отечественной публикой.

Причём почему-то очень многие считают, что этот вальс — из фильма «Маскарад». На самом деле Хачатурян написал этот вальс для спектакля театра имени Вахтангова. Он посвятил его юной исполнительнице роли Нины Арбениной — Алле Казанской.

🔴Шесть мелодий Арама Хачатуряна, которые сделали его звездой мирового масштаба

актриса Алла Казанская

Эффектные каскады, с которых начинается этот вальс — гениальная мелодическая находка композитора. Они увлекают в опасный водоворот лермонтовской драмы и не сулят её героям ничего хорошего.

И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость…


Премьера «Маскарада», на которой впервые прозвучал этот вальс, состоялась 21 июня 1941 года. В эту ночь началась война, а через месяц здание театра было разрушено авиационной бомбой.

Здание театра имени Вахтангова в 1941 году.

Здание театра имени Вахтангова в 1941 году.

Адажио из балета «Спартак» (1956)

Казалось бы, невозможно превзойти по красоте Адажио из «Лебединого озера», «Спящей красавицы» или «Щелкунчика». Но Хачатурян если не превзошёл, то уж точно дополнил своим Адажио этот список лирических шедевров балетной музыки.

«Адажио» в балете («медленно» в переводе с итальянского) — это, как правило, любовный дуэт. В главном советском балете 60-70-х годов — «Спартаке» — его танцуют главный герой и его возлюбленная Фригия.

Завораживающая любовная магия этой музыки начинает действовать ещё до того, как вступает великолепная тема у виолончелей. На Западе эта мелодия вошла в массовую культуру в виде рекламы, песен и саундтреков к фильмам.


Вариация Эгины и Вакханалия из балета «Спартак» (1956)

Весь «Спартак» — это настоящая коллекция ярких музыкальных хитов. И особенно впечатляющими у Хачатуряна получились сцены погрязшего в пороках Рима.

Положительные герои выглядят несколько бледнее, что ставилось композитору в упрёк. Но зло потому и опасно, что часто бывает неотразимо обольстительным. В данном случае оно принимает облик римской куртизанки и умелой интриганки Эгины. Для её танца и последующей вакханалии во дворце римского консула Красса Хачатурян не пожалел красок.


Светлана Захарова в спектакле Большого театра (постановка Ю.Григоровича)

Скрипичный концерт ре минор (1940)

В конце 30-х и начале 40-х у Хачатуряна был какой-то необыкновенный выброс мощной творческой энергии. Он написал сразу несколько шедевров: балет «Гаяне» со всеми его красотами, музыку к «Маскараду» и этот замечательный концерт.

М.Сарьян. Портрет Арама Хачатуряна (1944). Фрагмент.

М.Сарьян. Портрет Арама Хачатуряна (1944). Фрагмент.

Он яркий, как картины Сарьяна, с пряным и жгучим вкусом Кавказа и просто пышет энергией жизни. В ролике есть деление на части, можно послушать какую-то одну. Но они все хороши.


Леонид Коган

музыка пионист (200x171, 5Kb)

*   *   *   *   *   *   *