Почему так сильно дорожают лекарства и кому это выгодно?
Болезнь – вещь крайне неприятная в любой ситуации. Сейчас болеть нельзя категорически. Слишком дорого. Привычно стало в последнее время, наблюдая процесс плавной девальвации рубля, думать о сбережениях или кредитах. Но эта девальвация, среди прочего, привела к ошеломительному подорожанию лекарств.
Сегодня рубль вплотную приблизился к потолку, установленному Центробанком 10 дней назад как ориентир на ближайшие несколько месяцев. И значит, лекарства будут продолжать дорожать. Даже несмотря на то, что ФАС рекомендует маркетинговым компаниям «воздержаться от публикации прогнозов по ценам на лекарства».
Рассказывать, какие в аптеках ценники, наверное, никому не надо. Все мы чаще или реже туда заходим. И все наблюдаем, как препарат, еще два года назад стоивший 2 с половиной рубля, а летом 2008 – 25 рублей, сегодня продается уже за 94.
Темпы роста цен на лекарства несопоставимые с темпами девальвации. А ведь именно девальвацию рубля сейчас называют основной причиной роста цен на лекарства.
Мол, только 25% лекарств в стране – отечественные, да и те в большей части делаются из импортных субстанций.
Есть еще несколько – и все логичные – объяснений нынешнего всплеска цен. Это электричество и коммунальные платежи, которые подорожали с января примерно на четверть. А еще – недоступность или дороговизна банковских кредитов для оптовых компаний и аптечных сетей.
Думаю, есть еще несколько причин, о которых в последнее время не говорят.
В стране не первый год нахально пилят бюджеты на дистрибуции лекарств. Монополизация и коррупция в секторе такова, что никто и никому не хочет мешать манипулировать ценами. Смотрите: цены на лекарства начали подниматься еще осенью, когда девальвация была едва заметна, а естественные монополии еще не подняли тарифы. Но был сезонный рост спроса на лекарства, на который торговцы отреагировали классически: подняли цены.
Где выход? За последние несколько дней встретилось несколько способов решения проблемы, которые предлагают обеспокоенные официальные лица.
Первый. Предложил Росздравнадзор (подробности здесь). Заключить тарифное соглашение с оптовиками и аптеками.
То есть правительство собирает представителей упомянутых звеньев торговой цепи и договаривается заморозить цены. На действующем максимуме. Пересматривать это соглашение – раз в квартал, вплоть до урегулирования ситуации. Очень похоже на историю с регулированием цен на продукты питания в конце 2006-начале 2007 года. Помните? Министр Гордеев собирал оптовых и розничных торговцев, подписывал соглашения, те «фиксировали» цены, затем это соглашение продлевалось, максимум пересматривался. И по большому счету это соглашение продуктам дорожать не мешало.
Второй. Федеральная антимонопольная служба, обнаружив прогноз маркетинговой компании DSM Group, сулящий 20-процентное подорожание лекарств, порекомендовала компании воздержаться в дальнейшем от публикации таких прогнозов. (подробности здесь).
Третий. Оглашен министром промышленности и торговли Виктором Христенко в Госдуме в пятницу. (подробности здесь). Возродить отечественную фармацевтическую промышленность. Сейчас, сказал министр, два министерства уже сочиняют концепцию замещения импортных лекарств российскими аналогами. А к 20 году обещают развить отечественную фармацевтическую промышленность так, что половина лекарств в России будет собственного производства.
Это, представляется, задача посерьезней возрождения АвтоВАЗа.
25% процентов отечественных лекарств – это количественный показатель, в штуках. В стоимостном выражении доля фармацевтического рынка, приходящаяся на российского производителя – 17%.
Причем все последние годы государство не просто не способствовало развитию отрасли, а всячески препятствовало развитию инновационного потенциала остающихся на плаву производителей лекарств. Среди лекарств, закупаемых на средства бюджета, примерно половина производится и в России и за рубежом. Но покупаются только иностранные. В закупках ОНЛС (раньше называлось ДЛО – дополнительное лекарственное обеспечение) доля российских препаратов в момент запуска программы в 2005 году составляла около 15%, сейчас – 7%.
Какая концепция может сломать систему, в которой все закупается у кого надо и почем надо – не знаю.
Комментарии