Почему я не буду работать учителем в России
Примерно 6-7 лет назад, когда мой сыночек немного подрос и пора его было отправлять в детский сад, передо мной встал вопрос, куда идти работать. Трудно мне было отпустить его от себя, поэтому устроилась работать в его же детский садик.
Мы публикуем отклик на «личный опыт» нашего читателя «Отвечу на агрессию в адрес учителей». – ред.
И я при деле - после трёх лет сидения дома душа просила работы, да и сыночек был под моим зорким оком. Помимо очевидных плюсов по ходу дела появились и приятные неожиданности.
Его воспитательницы и так были замечательные, но завязались с ними дружеские отношения, и они взяли его под своё крылышко. Повариха подсовывала ему сладкие кусочки, а я никогда не отказывалась помочь ей, хотя это не входило в мои обязанности.
Сыночек вырос и пошёл в школу. Вместе с ним перешла и я.
Тут-то и начались чудеса. Какими интересными могут быть уроки! Знакомятся первоклашки по математике с понятиями периметр и площадь - давайте испечём пирог, разрежем его на кусочки, чтобы измерить эти величины (в кусочках), а потом вместе этот пирог съедим.
Изучают третьеклассники Древнюю Грецию - давайте устроим олимпиаду - спартанцы супротив афинян, но для этого надо приготовить «лавровые» венки, сшить хламиды и попрактиковаться в написании греческих букв.
А ещё можно вживую наблюдать за циклом выведения божьих коровок, изготавливать футболки с фетровыми органами пищеварения, наклеенными с анатомической точностью спереди. Да много чего можно делать в начальной школе!
Но самое главное - видеть в каждом человечке личность, развивать любовь к окружающему миру, к знаниям.
Используя доступ к учительским технологиям, стала заниматься дополнительно с сыном дома - через полгода меня вызвали к директору и предложили перевести его на год вперед. Помню, как он смеялся надо мной в этот день: «Мам, а я умнее тебя - я уже во втором классе, а ты всё ещё в первом!».
Я перестала учить его наперед, пусть не теряет ощущение удивления в школе и учится вместе со сверстниками - психологическое и социальное созревание не менее важно, чем академическое.
И вдруг я стала замечать как изменился мой характер.
Постоянный контроль: что сказать, не повысить голос, не обидеть, но вдохновить, как среагировать, как разрешить конфликт, умение слушать и слышать - всё это существенно улучшилo отношения с моими собственными детьми, особенно с дочерью, которая вступала на тот момент в бурный подростковый возраст.
А главное, что я открыла для себя - это и есть дело моей жизни.
Ощущение вдохновения, бесконечные поиски, как лучше объяснить, донести, ожидание момента, когда всё в голове ученика состыкуется, и услышать заветное: «А-а-а!
Так вот как это делается!». А ещё: «Это какой-то волшебный класс - я всё понимаю!». Обожаю их шутки, открытость и искренность.
Вспомнив, что у меня есть диплом инженера электронной техники и даже магистра экономики, я сдала экстерном экзамены и стала преподавать математику в старших классах.
Я обожаю свою профессию, но отчётливо осознаю, что мне повезло.
Случается всякое, но у меня сложились изумительные отношения с учениками, их родителями, моими коллегами и директорами.
Я занимаюсь со своими учениками во внеурочное время бесплатно и с чужими за деньги, что не уменьшает количество желающих, но моё время ограничено и мне приходится отказывать. Мне платят хорошие деньги, и я с гордостью отвечаю на вопрос о моей профессии.
Я почти стала профессионалом. Почти, потому что я вижу вокруг себя множество учителей, у которых есть чему поучиться.
Но примерно год назад мой муж спросил меня: «А вот если мы вернёмся в Россию, ты в школу пойдешь работать?».
Я сказала «нет». Безумно стыдно, после того как рассыпалась здесь бисером, называла учительство»делом своей жизни», отказываться от того, что стало частью меня, даже теоретически. После долгих раздумьев я поняла причину своего отказа.
Учитель должен быть счастливым.
Именно постоянное внутреннее ощущение счастья позволяет любить, уважать, искренне заботиться и дарить ощущение уверенности в себе детям, которые ох как нуждаются в этом.
С детками может быть нелегко, но с каждым годом мне всё легче и легче находить к каждому из них подход. Трудно быть счастливым, не получая достойной зарплаты, не видя уважения общества к своему труду.
А в серых буднях все дети сливаются в толпу, откуда иногда проступают лица отличников или хулиганов.
А сил уделить внимание ни тем, ни другим уже нет.
Для меня лично важно делать свою работу хорошо; плюс-минус, но на уровне, которым можно гордиться. Прячась за крепкими плечами своего мужа и имея два высших образования в кармане, я смогу позволить себе сказать «нет» работе, на которой меня не ценят и которая не приносит мне удовлетворения.
И понимаю, что у огромного количества учителей нет такого выбора.
Каждый из них тянет свою лямку как может.
При этом я встречала многих учителей в России, которые не позволяют себе впасть в отчаяние. Дай им бог здоровья и счастья.
P.S. Не ругайтесь много - высокий штиль отсутствует по причине технического образования, немилосердно проштамповавшего мне мозги в своё время. А главное - русский теряется с удручающей скоростью.
Комментарии
А вот у меня есть знакомые, которые счастливы, что работают учителями. И совсем не в Москве.