Властям вряд ли удастся подстраховать врачей
Недавно московские власти предложили ввести страхование профессиональной ошибки медицинских и фармацевтических работников. Еще это называют страхованием ответственности врача. Разговоры о необходимости страхования врачебной деятельности ведутся уже лет 10, то затухая, то вспыхивая вновь.
Несколько лет назад больше говорили о страховании профессионального риска врача, напоминает "Независимая газета". С одной стороны, профессиональные ошибки, с другой – профессиональный риск. Речь, в сущности, идет об одном и том же, но объекты защиты интересов диаметрально противоположные. Кто и от чего страхуется – пациент от безответственности врача или врач, который тоже рискует, приступая к лечению больного.
Оказывается, около восьми лет назад вышел приказ Минздрава о страховании врачей, специальности которых входят в группу риска: хирургов, инфекционистов, анестезиологов-реаниматологов и других, но до страховки дело так и не дошло. Подсчитали, что дешевле выплатить компенсацию по судебному иску, чем оплатить страховку врача. Учитывая круговую поруку в медучреждениях и низкую правовую культуру наших сограждан, это был грамотный ход.
По мнению профессора Игоря Молчанова, заведующего кафедрой анестезиологии и реаниматологии Российской медицинской академии последипломного образования, вряд ли сегодня московские власти смогут дойти до конца в этом благом деле. По мнению профессора, страхование деятельности врачей, хотя бы в минимальной степени, – это замечательно, а некоторым врачам просто необходимо.
Каждый третий диагноз - ошибочный: по данным общественной организации "Лига защиты пациентов", ежегодно от врачебных ошибок в России умирает 50 тысяч человек.
Официальную статистику врачебных ошибок в стране никто не ведет, однако, по неофициальным данным, просчеты медиков убивают больше россиян, чем ДТП. Сами медики признают, что каждый третий диагноз - ошибочный. При этом доказать в суде врачебную ошибку практически невозможно.
Когда врач работает в госучреждении, его юридическим представителем является работодатель, то есть государство. Представитель в суде - прокуратура РФ не располагает квалифицированными независимыми медицинскими экспертами и поэтому проигрывает дела. В случае, если у пациента хватает сил и средств, а порой и мужества, чтобы довести дело до суда.
Между тем часто печальные последствия пребывания в больнице зависят не от врача, а от состояния лечебного учреждения. Врач может ошибиться в диагнозе, потому что не имеет возможности сделать больному УЗИ, нет аппаратуры, услуги лабораторий дороги. Кто в этом случае должен отвечать за неправильный диагноз и, как следствие, неправильное лечение, неясно.
Дикое, неслыханное ЧП в двух шагах от Москвы - неделю назад младенцев в Серпуховской детской больнице покусали крысы. Кто заплатит компенсации детям и их родителям, и заплатит ли вообще, тоже неясно.
На Западе у всех врачей есть страховка. В Германии, например, клиники страхуют сотрудников, частные врачи страхуются сами. Сумма страховки зависит от специализации врача. Самые дорогие страховки у оперирующих хирургов и анестезиологов. У врача, который ошибается часто, страховой взнос выше. Если в действиях медика усмотрена не ошибка, а преступная халатность, компенсировать ущерб будет сам медик.
Комментарии