Телескоп Chandra сфотографировал место, где рождаются звезды

На модерации Отложенный

Рентгеновский телескоп Сhandra получил рекордный по разрешению снимок эмиссионной туманности NGC 604. Фотография озадачила астрономов.

Не запутаться в названиях

С наименованием объекта съемки некогда случилась определенная путаница. Дело в том, что многие туманные объекты  именуются в науке по номеру в каталоге. Два самых распространенных таких каталога –  это каталог Мессье, в котором 110 объектов и «Новый общий каталог», или NGC. Так вот, обычно один объект Мессье – это один объект их NGC. Ну, к примеру, туманность Андромеды — это М 31, или NGC 224.

Но на этот раз дело обстоит не так. Рентгеновский телескоп Chandra направил свои детекторы на одну из наших соседок — галактику Треугольника. Астрономы именуют ее М 33, или NGC 598. Но здесь об этом говорить мало. Дело в том, что в одном из спиральных рукавов этой галактики располагается эмиссионная туманность и крупнейшая из известных обособленных областей звездообразования, сама собой удостоившаяся права на номер в «Новом общем каталоге» – NGC 604. Его-то с рекордной деталировкой и фотографировал рентгеновский телескоп.

Запад и Восток

Изображение, опубликованное на страничке телескопа на сайте Гарвардского университета, составное. Цвета красный и зеленый – это изображение в оптическом диапазоне, его сделал раньше космический телескоп Hubble.

Синий же – это рентгеновские фотоны, которые испускаются разогретым до миллионов градусов газом туманности. Именно этот газ и фотографировал в течение 25 часов Chandra. А разогревает этот газ как раз звездный ветер с двух сотен молодых и гипермассивных звезд, недавно сформировавшихся в NGC 604.

Удивительно другое: рентгеновское изображение оказалось разделенным некоей «невидимой стеной» на «Запад» и «Восток», картинка в которых весьма различна. Картинка на «Западе» полностью согласуется с теорией. Судя по яркости свечения, газ там разогрет рождающимися звездами общей массой около 4,3 тыс. масс Солнца, что примерно как раз и соответствует 200 молодым и очень массивным звездам.

А вот «Восток» оказался более тихим: яркость рентгена соответствует там приблизительно 1,7 тыс. массам Солнца. Судя по всему, газ там разогрет молодыми звездами и сверхновыми в прошлом и сейчас остывает. Очень похоже на то, что «Восток» и «Запад» действительно разделены некой массивной «стеной» из газа, которая ограждает «тихую гавань» «Востока» от бушующей звездообразующей области «Запада». Природа такого явления пока что не известна, и объяснение полученной картинке еще предстоит найти.

Алексей Паевский