Сможем ли мы выйти из кризиса, не изменив свой общественный строй?
На модерации
Отложенный
Можно ли реформировать экономику, не реформируя социальные отношения? Уточним вопрос применительно к российским обстоятельствам. Удастся ли выйти из экономического кризиса, не изменив, так сказать, «общественного строя» повседневной жизни и взаимоотношений государства с гражданами? И можно ли потом сделать так, чтобы экономическая модернизация у нас произошла, а модернизация социальной системы — нет?
Можно счесть вопрос сугубо абстрактным и теоретическим и углубиться в длительную дискуссию о том, что всё на этом свете так или иначе взаимосвязано. Вопрос, однако, не просто политический, но, пожалуй, самый важный на сегодняшний день политический вопрос в России. При условии, конечно, что речь не о поверхностной политической текучке и «повестке дня», а о политике «управления будущим» страны.
Россия является сегодня страной победившей бюрократии. Или, если не хочется такой степени детерминизма и безысходности, — страной из раза в раз побеждающей бюрократии. Бюрократическое государство все ярче обнаруживает корпоративистские черты, скрупулезно все регламентирует, строит иерархии и вертикали, поддерживает высокое участие в экономике и в общественном перераспределении при сохраняющихся больших имущественных и социальных диспропорциях. Машина бюрократической власти живет под девизом «никто, кроме меня», в том числе и в условиях кризиса небезосновательно полагая, что больше некому взять на себя бремя всех и вся правильно рассудить, все решить и разрулить, всех утешить и спасти.
Такое высокое предназначение и в обычное-то время щекочет амбиции и греет душу, позволяя масштабностью миссии и достижений оправдывать известные издержки, вроде коррупции и не самой высокой эффективности действий. А в условиях кризиса приятно еще и потому, что общество и бизнес являются объектом антикризисного управления, а не субъектом антикризисных усилий и партнером государства. А поскольку субъектом борьбы с кризисом и будущим монопольным «победителем кризиса» является государство (бюрократия), то именно оно (она) и будет потом решать, как всем жить дальше.
Существование сверхкрупного по размеру и объему решаемых вопросов государства объясняется по-разному. Иногда — указаниями исключительно на злонамеренность мыслей и эгоистичность намерений властных элит. Это мгновенно приводит к некритичной политизации дискуссии и ее обличительной возгонке до того состояния, когда невозможно обсуждать суть модели и социальные (а не только властные) механизмы ее воспроизводства. Иной же раз все объясняется особенностями традиций государственности и политической культуры, но тут попахивает неизбежностью положения дел «во веки веков». И все это ведет к радикальному сужению представлений о том, как и благодаря чему вообще можно дальше развиваться.
Разумно все же посмотреть на то, какие есть у системы принципы воспроизводства в социальной среде.
Они таковы, что в российском обществе существует крайне низкий уровень доверия к ближнему, к обществу в целом, к его институтам, включая, конечно, и рыночные институты, а также конкуренцию. «Большое государство» и его постоянное вмешательство исторически такой ситуации способствует. Хотя здесь есть и другие факторы, включая сложности переходного состояния общества в последние два десятилетия, а также все прелести сегодняшнего государства «победившей бюрократии».
Тем не менее при низком уровне доверия в обществе государство раз за разом вынуждено максимально регламентировать социальную и экономическую жизнь, усиливать механизмы государственного распределения, выстраивать иерархию социальных групп и их, образно говоря, «сословных прав». Рентная природа богатства страны только усиливает тенденцию к корпоративности, а также неравенство и представления в обществе о несправедливости перераспределения и «царстве привилегий».
Патернализм государства подрывает возможности сотрудничества граждан между собой, социальной солидарности и усиливает недоверие, потому что различные социальные группы, «сословия», «корпорации» вступают в борьбу с государством и друг с другом не за то, чтобы обеспечить свободу, равенство возможностей и справедливость, а за то, чтобы иметь больше привилегий и больший кусок пирога со стола государственного патернализма. На новом витке результатом является все тот же низкий уровень доверия в обществе и новые требования к государственному патернализму.
Мы имеем дело с порочным кругом этих взаимосвязей, системой, где причины и следствия перемешались и воспроизводят друг друга.
Когда предлагают решать проблему с помощью лишь только мощных доз политической либерализации, естественным ответом является охранительная реакция со стороны власти. Поскольку и массовый патерналистский запрос на привилегии к государству совершенно другой, а значит, результатом будет широта «демократической процедуры» распиливания ренты, но никак не модернизация. Кроме того, внутренние проблемы с доверием в стране таковы, что бессмысленное и беспощадное «вторжение масс в политику» действительно может быть опасным.
С другой стороны, из порочного круга никак невозможно вырваться до тех пор, пока государство, властная элита исходит из предпочтительности сейчас и выгодности для себя на будущее сохранения сугубо патерналистской логики взаимоотношений с обществом, консервации тех причин разобщенности и недоверия, которые сегодня существуют.
На подспудный вопрос бюрократии о том, можно ли сделать как-то так, чтобы экономическая модернизация у нас (и для нас) произошла, а модернизация социальной системы — нет, ответ существует сугубо отрицательный.
Дмитрий Бадовский
Комментарии
Экономразвитие невозможно в обществе, где все отношения чрезмерно зарегламетированы и существуе огромное количество неоправданных запретов.
И там и там свои плюсы и минусы.
\"чисто административными методами\" - это называется плановая экономика, как было в СССР.
Возможной выйти только отказавшись от нынешнего переферийного(колониального) капитализма в России.
Но сам капитализм(то биш олигархи - владельци капиталов) никогда этого не сделает. Т.е. в рамках нынешней системы это не возможно. Только изменив систему в РФ можно что-то реально изменить. В любом случае как минимум необходим широчайший пртекционизм и не мефические наннотехнологии, а промышленность и труд как нацпроэкт на ближайшие 10-20 лет.
Колоссальный непрерывный труд всей страны, восстановление всеми силами и создание по новой уничтоженной за 20 лет Горбачева -постсоветов промышленности, восстановление научных и технических систем страны и т.д.
Без 5-ти леток по типу сталинских и китайских это выглядит фантастикой. При нынешнем же колониальном капитализме в РФ - это просто невообразимо.
Т.е. для спасения страны и народа систему надо менять координално - труд, пытилетки для возрождения промышленности всеми силами и любой ценой. Видимо все это может дать только плановая система.
В противном случае - в течении 5-10 лет страна окончательно ослабнет,...
Плюс, ещё необходимо учитывать, что к управлению нередко приходят люди, не востребованные профессионально и не имеющие представления о реальной деятельности.
Непонятно, правда - почему в два раза большем по численности населения Союзе чиновников было меньше, чем в нынешней 140-миллионной России?
Из сытной и \"полномочной\" жизни да в трудлаги никому неохота.
Тогда она действительно была необходима в силу разнородности населения и политики в разных областях.
Сейчас же, скорее, необходимо восстанавливать традиции местного самоуправления, а госчиновникам отвести лишь надзорную роль, без придания значительных полномочий.
Максимум \"перепрофилируются\" и будут дальше перекладывать бумажки и \"решать вопросы\".
Выход должен быть, причём, желательно, не радикальный революционный.
Говорят, помогает.
Эффективность - допусти. Но коррупция не оправдывается ничем. И бороться с ней надо нещадно, с использованием любых средств, хоть даже аналогичных китайским.
А у нас только на словах призывают \"перестать кошмарить бизнес\".
Когда граждан страны начнут считать за людей и принимать их мнение во внимание - тогда и экономика начнёт подниматься.
Автор сводит всё к либо бюрократическому, либо либеральному устройству.
Меж тем как вариантов полно. Вполне можно и чиновников держать в узде и излишнего распоясывания и безответственности не допустить.