В России вновь введут \"золотой стандарт\"?
На модерации
Отложенный
Российские власти не на шутку озабочены тем, как остановить обвальное падение рубля (курс упал с 24 до 33 рублей за доллар), которое наблюдается в течение последних четырех месяцев. Одним из рецептов, всерьез обсуждаемых в правительственных кабинетах, является введение «золотого стандарта» в России. Насколько работоспособна эта идея — выяснял The New Times.
«Золотой стандарт» начал использоваться повсеместно на рубеже XIX–XX веков, когда возникла необходимость организации международных расчетов в мировой экономике, которая начала, говоря современным языком, глобализироваться. На практике введение этого стандарта означало, что курсы основных международных валют фиксировались на определенном уровне по отношению к золоту и, таким образом, становились соизмеримыми по отношению друг к другу. При этом все страны, выбравшие для себя «золотой стандарт», брали обязательство без ограничений обменивать свою валюту на золото. Такая конструкция заставляла центральные банки (правительства) накапливать резервы в золоте и ограничивала их возможности печатать деньги.
Золотой стимул
«Золотой стандарт» в свое время способствовал бурному развитию международной торговли. Но были у этого стандарта и весьма существенные недостатки как макроэкономического, так и технического характера. С точки зрения макроэкономики очевидно, что хозяйственная деятельность в любой стране требовала роста количества денег в обращении, но такой спрос порою нельзя было удовлетворить, если страна не могла нарастить свои золотые резервы. С технической точки зрения существовала необходимость регулярных перевозок больших объемов золота между странами (ведь предъявлять свои деньги в чужой стране было зачастую бесполезно — они там не имели ценности), что было дорого и хлопотно. Однако «золотой стандарт» при всех его недостатках просуществовал до Второй мировой войны, в ходе которой международная финансовая система, основанная на этом стандарте, оказалась полностью разрушенной: воюющим странам было не до поддержания своих резервов в условиях, когда требовались колоссальные затраты на вооружение. При этом 70% мировых запасов золота сконцентрировались к концу войны в США. Все это привело в 1944 году к созданию бреттонвудской системы, или долларового стандарта — системы международных расчетов, основанных на использовании американской валюты. При этом была зафиксирована привязка доллара к золоту (1 тройская унция = $32), а курсы всех остальных валют фиксировались по отношению к доллару. В свою очередь, Соединенные Штаты обязались без ограничений обменивать центральным банкам других стран доллары на золото. Эта система просуществовала сравнительно недолго — до весны 1973 года, когда мир перешел к системе плавающих курсов валют, отказавшись от попыток построения глобальной денежной системы. Страны отказались от использования золотого (или иного металлического) стандарта главным образом потому, что он мешал гибкости денежной политики: при росте экономики страна не могла обеспечить соответствующую эмиссию своей валюты, так как не имела возможности автоматически нарастить золотые резервы.
В России после 1917 года «золотой стандарт» был де-факто отменен советской властью, но на короткий период НЭПа (1922–1928 годы) государству пришлось вернуться к обеспечению рубля драгметаллом. Так появились «золотые червонцы»: бумажные деньги номиналом 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев, которые правительство полностью обеспечивало своими золотовалютными запасами, иностранной валютой, товарами и векселями. «Золотой червонец» сыграл важную роль в выходе страны из состояния гиперинфляции и послевоенной разрухи. В дальнейшем внутри СССР «золотой стандарт» не использовался, хотя в международной торговле Советскому Союзу деться было некуда. Может быть, поэтому сегодня отдельным экспертам кажется, что возвращение к этой системе волшебным образом решит все проблемы российской экономики. Предложения об использовании «золотого стандарта» регулярно появлялись в высокоинфляционные 90-е годы, позднее эта идея оказалась отодвинута в тень эпохой массового притока нефтедолларов, но вот пришел кризис — и «старые песни» снова зазвучали.
Плюсы
Конечно, теоретически «золотой стандарт» вполне может быть введен в России. Для этого Центральный банк РФ должен объявить о том, что с такого-то времени он берет на себя обязательство обменивать коммерческим банкам (а возможно, и международным организациям типа МВФ) рубли на золото (иными словами, продавать золото) по фиксированной цене: скажем, 900 рублей за грамм.1 Этот же принцип должен работать и в обратную сторону: в любой момент банки должны иметь возможность продать золото Центробанку по тому же курсу.
При этом сразу же возникает техническая проблема: поскольку сегодняшние запасы золота у Банка России немногим превышают 500 тонн, а количество выпущенных им рублей (широкая денежная база) составляет чуть более 5500 млрд рублей, то нетрудно сосчитать, что для обеспечения стабильности курса рубля Банк России должен купить на международном рынке порядка 3000 тонн золота — тогда будет достигнуто 50-процентное обеспечение курса рубля золотом. Однако можно себе представить, что произойдет в этот момент с мировыми ценами на золото, если запасы всех центральных банков мира составляют порядка 30 000 тонн! Плюс этой затеи очевиден: курс рубля, измеренный в золоте, становится стабильным и не изменяется ежедневно.
Но, собственно говоря, на этом все плюсы и заканчиваются. А вот минусов куда больше...
Минусы
Начиная с 1973 года весь мир перешел к плавающей цене на золото, которая традиционно фиксируется в долларах. Это означает, что хотя бы для пересчета имеющихся у компаний и банков валютных активов в рубли (для составления баланса или для расчета налогов) все равно потребуется фиксировать курс рубля к основным международным валютам. Оставим в стороне то, что по большому счету эту работу ни один из центральных банков мира не делает: всем экономическим субъектам и налоговым органам хватает котировок из Блумберга/Рейтерса. Но из-за того, что цена золота меняется ежедневно, Банк России будет вынужден продолжать ежедневно выпускать официальные приказы об установлении курса рубля к иностранным валютам. Причем если курс доллара будет определяться нехитрым путем прямого умножения-деления, то курсы всех остальных валют будут определяться с использованием кросс-курсов этих валют по отношению к доллару. Собственно говоря, сегодня происходит то же самое, и в этом смысле «золотой стандарт», используемый в одной, отдельно взятой, нашей стране, никак не изменит ситуацию в валютной сфере к лучшему.
Далее: волатильность цен на золото достаточно велика (см. график на стр. 31). Если рассчитать курсы доллара и евро в 2008 году, исходя из фактической цены золота на мировом рынке и принятого для целей данных размышлений «золотого стандарта» 900 рублей за грамм (28 тыс. рублей за тройскую унцию), то курс доллара при наших гипотезах «гулял» бы в течение года от 28 до 38 рублей, а евро — от 43 до 52 рублей. Иначе говоря, никакой искомой стабильности получить бы не удалось.
Зато удалось бы создать отличную конструкцию для обогащения тех избранных банков, которых допустили бы к «золотым» сделкам с Банком России: они не преминули бы воспользоваться моментом и купить по фиксированному курсу золото у ЦБ тогда, когда оно стоит дорого на мировом рынке (чтобы продать его там), и, соответственно, продать золото ЦБ в те моменты, когда оно стоит дешево на мировом рынке (купив его там). Думается, что нескольких таких волн покупок-продаж золота банками хватит, чтобы создать в России еще пару десятков долларовых миллиардеров, число которых за время кризиса, по слухам, несколько сократилось. А может, для этого и вытягивается за уши давно почившая в бозе идея «золотого стандарта»?
Поможет ли введение «золотого стандарта» российской экономике? Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК
Я понимаю, почему сейчас появляются такие предложения: в момент кризиса хочется найти простой рецепт, который сразу решит все проблемы. Но пока экономика находится в столь плачевном состоянии, как наша, простые рецепты не помогут. Ведь не случайно мир уже давно отказался от «золотого стандарта», и не надо думать, что его восстановление в отдельно взятой стране приведет к укреплению национальной валюты этой страны. В современной экономике сила национальной валюты обеспечивается не величиной золотого запаса, а мощью всей экономики этой страны. Скажем, крепость доллара определяется не запасами Форт-Нокса, а тем фактом, что американская экономика составляет четверть мировой. А поскольку у России сырьевая экономика, то курс нашей валюты определяется в первую очередь ценой на нефть. И эта зависимость рубля от цены на нефть никуда не денется, даже если мы введем «золотой стандарт»: просто появится теневой валютный рынок, как это было в советские времена, когда курс рубля по отношению к доллару определялся искусственно.
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка
Прежде всего следует понять, для чего стоит вводить «золотой стандарт». Очевидно, для того, чтобы остановить падение рубля по отношению к доллару. Но у нас это падение, по существу, профинансировано правительством, которое беспрестанно закачивает рубли в экономику. Очевидно, правительство считает, что оно тем самым стимулирует экономический рост, но на практике этого не происходит. Соответственно, чтобы укрепить рубль, надо не вводить «золотой стандарт», а прекратить дестабилизацию экономики накачиванием ее «антикризисными» деньгами.
Александр Хандруев, первый вице-президент Ассоциации региональных банков
В случае введения «золотого стандарта» объем денег будет ограничен добычей золота в стране. Это очень негибкая конструкция: такая система работает только тогда, когда вы в любой момент можете обменять свои банкноты на золотые слитки по фиксированному курсу. Значит, надо резко сокращать объем дензнаков, которые находятся в обращении, чтобы привести их в соответствие с количеством имеющегося в резервах государства золота. Представить себе подобные действия в современном мире, основанном на кредитных деньгах, я просто не могу. Это все равно что объявить с завтрашнего дня возврат к Викторианской эпохе — с каретами, камзолами и прочими прелестями минувших веков. Красиво, но утопично! На самом деле укреплять рубль надо не искусственными решениями типа введения «золотого стандарта», а жесткой финансовой дисциплиной: Центробанк должен наложить ограничения на эмиссию, а правительство — не допускать бюджетного дефицита.
Сергей Алексашенко
Комментарии