РПЦ выбирает себе Патриарха из бывших агентов КГБ?
На модерации
Отложенный
Во вторник Русская православная церковь будет выбирать своего нового духовного лидера. Все три кандидата подозреваются в сотрудничестве с КГБ.
Решать, кто станет новым патриархом, будут более 700 священников, монахов и мирян, собравшиеся на первые после распада Советского Союза церковные выборы.
Голосование будет проходить в Москве в Храме Христа Спасителя. Против фаворита - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла выступают два соперника, также выдвинувшиеся еще в те времена, когда Церковь находилась под жестким контролем коммунистов.
59-летний Климент, митрополит Калужский и Боровский, отвечает в Церкви за экономические отношения, а 73-летний митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавляет Белорусскую церковь. Победитель голосования, которое может затянуться до четверга, станет 16-м патриархом Церкви со 165 миллионами последователей.
Предыдущий патриарх - Алексий II - скончался в декабре прошлого года. Он был избран патриархом в 1990-м, незадолго до краха советского режима. При нем православная вера в России пережила новый подъем, открылись тысячи новых церквей.
Пятном на репутации патриарха стали подозрения в том, что он был давним агентом КГБ под кодовым именем 'Дроздов', и даже был в 1988 году награжден за службу 'почетной грамотой'.
Материалы из архивов КГБ, исследовавшихся в 1992 году парламентской комиссией во главе со священником-диссидентом о. Глебом Якуниным, выявили, что большая часть церковной иерархии была связана с тайной полицией.
62-летний Кирилл, как считается, носил кодовое имя 'Михайлов', а Филарет был идентифицирован как агент 'Островский'. Подозревается, что Климент работал на КГБ под псевдонимом 'Топаз', хотя в этом вопросе документарные свидетельства не столь надежны.
Митрополит Филарет, в 1978 году назначенный митрополитом Минским, в восьмидесятые был главой Отдела внешних церковных сношений. В 1989 году эту могущественную структуру возглавил митрополит Кирилл.
Климент, закончивший учебу в 1974 году, в восьмидесятые посещал с официальными визитами США и Канаду. Редактор парижского издания Orthodox Press Service Антуан Нивьер (Antoine Niviere) вспоминает о нем, как о 'человеке из тени, человеке системы'
В 1992 году бывший офицер КГБ по фамилии Шушпанов признался, что большинство сотрудников Отдела внешних церковных связей были агентами, и были обязаны отчитываться о контактах с иностранцами, как в стране, так и за рубежом.
Феликс Корли (Felix Corley) из организации 'Форум-18', отслеживающей уровень религиозной свободы, полагает, что церковное руководство, несомненно, сотрудничало с КГБ.
Г-н Корли, как ученый, исследовавший архивные материалы, уверен: 'Очевидно, что нельзя было стать [церковным] лидером, не согласившись сотрудничать с КГБ. Никому бы не позволили выезжать за границу и представлять там религиозные организации без контроля со стороны госбезопасности'.
В воскресенье Кирилл завоевал поддержку половины верхушки епископата и теперь возглавляет список кандидатов. Его считают сторонником модернизации, стремящимся улучшить отношения с Ватиканом.
В отношениях с Западом он также ведет себя как ярый русский националист, что привлекает в нем Кремль. С другой стороны, считается, что он настроен подчеркивать независимость церкви как общественной силы от государства.
По мнению некоторых наблюдателей это может сделать его кандидатуру неудобной для Кремля, который, возможно, предпочтет кандидатуру митрополита Климента. Последнего считают флагманом традиционализма, он также, по-видимому, больше готов покоряться Кремлю.
Филарет близок к авторитарному президенту Белоруссии Александру Лукашенко, и рассматривается многими как запасной вариант, на случай, если разногласия между приверженцами первых двух кандидатов станут чересчур велики.
При бывшем офицере КГБ Владимире Путине, который открыто исповедовал свою веру и на посту президента, и на посту премьера, Православная церковь стала особенно могущественной.
Покойного патриарха часто видели рядом с Владимиром Путиным. В день инаугурации Дмитрия Медведева он благословлял нового президента в прямом эфире национального телевидения, хотя формально Россия считается светским государством.
Тони Хелпин
Комментарии