Банкоматы становятся опасными

На модерации Отложенный В Петербурге активизировались hi-tec-жулики - в милицейские подразделения пошел вал заявлений от людей, у которых украли деньги с кредитных карт. Милиция в таких ситуациях практически бессильна, потому что сами карты преступники не крадут. Они используют специальные приборы, считывающие PIN-код, - скиммеры. Есть сведения, что в Петербурге действуют две такие машинки.

Ночной кошмар

Инженер-системотехник строительной компании «Линэкс» Михаил Заславский столкнулся с преступным миром в районе 3 часов утра 27 февраля прошлого года. Михаил в тот момент спал в собственной постели.

Преступный мир проявил себя SMS-сообщениями, которые вдруг в столь неурочный час стали поступать Михаилу на сотовый телефон. Вскочивший с кровати инженер обнаружил, что с его кредитной банковской карты активно снимаются деньги: 2 раза по 40 000 рублей и 1 раз - 20 000, всего 100 тысяч - такова максимальная сумма, которую можно снять с кредитной карты в сутки.
Метнувшись к пиджаку, Михаил обнаружил в нем свою кредитку. В этот момент он окончательно проснулся.

Остаток ночи Михаил провел в тревоге. Он отзвонился по указанному на карте телефону службы поддержки и заблокировал кредитку. Потом вошел на сайт владельца карты, банка «Александровский», где, нажав кнопку «сообщение для банка», продублировал блокировку карты. Потом Михаил отправился со своей бедой в центральный офис банка. Ему порекомендовали обратиться в милицию и заполнить бланк заявления о несогласии с операцией.

Инженер Заславский добросовестно сделал то и другое. Но «в сухом остатке» он получил (если не принимать во внимание потерю 100 тысяч рублей) беготню, нервотрепку и сплошные негативные эмоции.

«Вы можете отказаться...»


В тот же день в банке Михаил узнал, что все 100 тысяч с его счета сняли в банкомате, расположенном в гипермаркете «О`Кей», что на улице Савушкина. Банкомат принадлежит банку «Санкт-Петербург».
В 34-м отделе милиции у Заславского приняли заявление и направили материал в 25-й отдел - по месту расположения банкомата и гипермаркета «О`Кей», то есть по месту совершения преступления. Михаил рассказал нам, что в милиции его приняли вежливо, но сказали, что он не один такой, и корректно порекомендовали отбросить иллюзии - если преступников и найдут, то разве что случайно. Например, попадутся они на чем-нибудь, а в милицейских застенках сознаются во всем остальном.
Теперь о том, что касается денег... Через несколько дней Михаилу выдали новую кредитную карту, оснащенную встроенным чипом. Успокоили: мол, такая надежнее.

Прошло месяца три.Инженер Заславский получил письмо из банка «Александровский», которое начиналось многообещающей фразой: «В результате проведенного расследования по Вашему заявлению о несогласии с операциями от 27.02.2008 года по счёту № … ОАО «Банк «Александровский» сообщает следующее...»

Банк любезно и подробно перечислил все оспоренные Михаилом операции и сделал вывод: «Указанные суммы списаны с Вашего картсчета… обоснованно, поскольку корректность проведения операций подтверждается… вводом PIN-кода...» Содержалось в письме и маленькое напутствие: «Банк несет ответственность за сохранность денежных средств на текущем счете Держателя при условии соблюдения последним Правил, тайны PIN-кода...»

Михаил из этого письма должен был сделать вывод о том, что ему соблюсти тайну PIN-кода не удалось.

Прошло еще три месяца. Из милиции так и не позвонили. Знакомые юристы помогли инженеру написать письмо в прокуратуру Приморского района. Прошло еще 3 месяца! И вот полторы недели назад Заславский наконец удостоился звонка из 25-го отдела милиции. Ему предложили подъехать и продублировать заявление - из разговора со звонившим Михаил, по его словам, понял, что его материал исчез где-то между 25-м отделом и следственным управлением при УВД по Приморскому району. Исчез примерно год назад. Впрочем, Заславский говорит, что ему предложили и альтернативный вариант: написать «отказное» заявление.

От альтернативы инженер отказался. Так что теперь дни преступников на свободе, видимо, сочтены.

Банки не хотят, а милиционеры не могут

Сотрудник управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД, в чьи функциональные обязанности входит расследование хищений в банковской сфере, рассказал «ТС», как обстоят дела с кражами денег с кредитных карточек.
Дела обстоят неважно. А перспективы и того хуже.

- Можно ли говорить о всплеске хищений с кредитных карт граждан?
- Безусловно. Хотя первые сигналы или заявления начали поступать еще летом прошлого года. Но только за январь 2009-го в различные РУВД города обратились десятки человек. 19 января на территории Центрального РУВД обратился мужчина, у которого преступники сняли с карты 300 тысяч рублей. Некоторые петербуржцы еще просто не знают, что они лишились денег, так как не подключены к услуге SMS-контроля.

- Каков алгоритм преступления?

- По нашим данным, эта криминальная технология пришла из Польши…

- Почему из Польши?


- Все сложные мошенничества и способы отъема денег по Бендеру сначала опробуются в Польше, а потом передаются эстафетой нам.

- Так что ныне из Польши?

- Привезены две насадки на банкоматы, так называемые скиммеры. Помимо них необходимо иметь еще сканирующее устройство, позволяющее считывать PIN-код и характеристики карты на расстоянии, и аппаратура для изготовления фальшивых карт. Вся техника стоит порядка 50 тысяч евро.
- Сколько времени требуется, чтобы установить скиммер?

- Пара минут. При этом выбирают банкомат, не оснащенный видеокамерой…

- Такие еще остались?

- Остались. Их процентов 40. Многие залы обслуживания в банках не оснащены видеонаблюдением. Например, в «Гранд Паласе», где 90 бутиков и много банкоматов, нет ни одной камеры. А один из банкоматов вообще выдает деньги без ограничения. Какой именно - не скажу… Так вот после установки скиммера группа устраивается в автомашине неподалеку и работает со сканером. Когда подходит клиент, то его карта не считывается банкоматом, зато считывается скиммером. Клиент уходит. Ребята пропускают пару десятков человек, затем снимают насадку и удаляются в мастерскую по изготовлению карт. Дальше предсказуемо: в банкоматах, где отсутствуют камеры, они снимают от 100 до 400 тысяч рублей и... лови их потом майками.

- А ваш алгоритм?

- Скучный. Согласно постановлению пленума Верховного суда РФ, подобные действия квалифицируются по статье 158 Уголовного кодекса - «хищение». Порой мы «возбуждаемся», и у следователя появляется новое уголовное дело. Но загвоздка в том, что знать-то, как это все происходит, мы знаем, но только в оперативной теории. Я даже доказать не могу, что такая группа есть. Мы даже не знаем, как этот скиммер выглядит.

- Службы безопасности банков вам помогают?

- А им это надо? Банки же не несут убытков. Более того, если преступники снимают суммы, превышающие те, что есть на карте, то клиент еще попадает и на проценты.

- Так банки не возмещают потери?

- И не собираются.

- А как вы ловите жуликов?

- Ну, не ловим, а пытаемся. И пока безрезультатно. Агентуры мы не имеем - не наработали в этой среде. Когда и где они будут устанавливать и снимать скиммеры - не знаем. Ждем фарта.

- Это как?

- Когда случайно какие-нибудь увошники их задержат на установке или еще как.

- Шансы?

- Ничтожные. Если на них случайно и наткнутся, то парни, скорее всего, откупятся. А не откупятся, так в дежурной части отделения не поймут, что у них в руках. Скажу лишнее: представим себе, что я всех поймал. Но для того, чтобы возбудить дело и предъявить обвинение, необходимо получить заключение эксперта в отношении этого скиммера, который якобы я изъял. Даже это невозможно, так как наши эксперты не готовы - я интересовался. ФСБ нам помогать с бухты-барахты не собирается. Так что экспертиза будет, но через пару месяцев. А где я это время задержанных держать буду - у себя дома? Я их отпущу. А потом вновь - «майками».

- Что посоветуете землякам?

- Не снимать деньги в банкоматах. Шучу. Есть один момент - когда ставят скиммер, то клавиатура обычно всегда немного выступающая, практически вся вдавливается. Но это неуловимые вещи для обывателя.

- Официально такого явления нет?

- Банкам все равно - значит, этого явления не существует. А у нас в ГУВД все служебная тайна. Представляете, что будет, если под ответами я разрешу поставить свое имя? Практически это - измена Родине. Ладно, поймаем, я вам позвоню по секрету.

Константин Шмелев, Егор Иванов