Почему Запад верит олигарху Лебедеву?

На модерации Отложенный

Для тех, кто вырос на преданиях Ле Карре о конфронтации между Востоком и Западом, бывших чекистов не бывает. Считается, что работа в КГБ оставляет свой отпечаток на всю жизнь.

Безусловно, эта мысль часто звучала два с лишним года назад, когда бывший офицер КГБ Александр Литвиненко, живший в добровольной ссылке в Лондоне, был отравлен полонием и умер мучительной смертью. Многие следы вели в Москву. Некоторые решили, что вернулась 'холодная война' со всеми ее зловещими атрибутами.

Но вот появляется бывший офицер КГБ, который производит совсем другое впечатление, и британцы не знают, как воспринимать его покупку на прошлой неделе старейшей вечерней газеты Лондона, The Evening Standard. Это та самая газета, чьи кричащие постеры можно увидеть в любом киоске. Она предлагает смесь из сплетен и политики, подборки новостей и объемные статьи. Ее аудитория - это житель пригорода, едущий с работы домой ('Сегодня бастует метро!') и политик, желающий услышать первые реакции на свою речь или инициативу.

Что хочет с ней сделать Александр Лебедев, всячески открещивающийся от звания олигарха?

Пока еще ни один бывший советский разведчик не покупал ни одну известную британскую газету, не говоря уже об издании, которое читает политическая элита, и которое до сей поры было частью консервативной газетной империи Daily Mail и General Trust Лорда Ротермира.

Но, возможно, в 49-летнем Лебедеве лондонцы увидят своего рода КГБ-'лайт', а не ту старую организацию, что внушала отвращение и недоверие. По крайней мере, такой имидж он любой ценой стремится себе создать. Он московский банкир, владелец газет и миллиардер, предпочитающий дизайнерские джинсы и кроссовки без шнурков, и на КГБ он работал в последние годы 'холодной войны' под прикрытием советского посольства в Лондоне в качестве экономического атташе. В те времена он покупал Evening Standard в киоске, но вернувшись для того, чтобы купить целый издательский дом, он упрочивает позицию игрока в британском бизнесе и обществе. Не только свою, но и своего 28-летнего сына Евгения, живущего в Лондоне.

Лондон стал популярен среди россиян в силу своей относительной географической близости, фешенебельных магазинов и благоприятного налогового и инвестиционного климата. Но, хотя банкир Лебедев сделал свое состояние в бурные девяностые, он стремится дистанцироваться от архетипического образа олигарха, который сколотил миллионы, благодаря продаже природных ресурсов и политическим связям. По его словам, понятие 'олигарх' означает 'богатого и плохого'.

Столь же энергично он дистанцируется от КГБ. В прошлом году он говорил журналисту лондонской Sunday Times: 'Не путайте внешнюю разведку и КГБ. Я считаю, что КГБ - это печально известная организация, ассоциирующаяся с лагерями. Это не имеет ничего общего с внешней разведкой'.

Но специалисты по шпионажу говорят, что деятельность советской внешней разведки действительно курировалась КГБ, и заверения Лебедева убеждают не всех британцев.

'Сомнения по поводу владения газетами в нашей стране существуют давно, - говорит Ричард Оттавэй (Richard Ottaway), депутат парламента от Консервативной партии. - Если британскую газету покупает бывший сотрудник бывших зарубежных спецслужб, то это выводит дебаты на новый уровень'.

Напротив, говорят другие, в эпоху глобализации новые деньги разрушают старые понятия о границах и национальной принадлежности.

Предприниматели всех мастей скупают газеты с такой же легкостью, как когда-то сталелитейные заводы и автомобильные концерны.

В те годы, когда Лебедев работал в Лондоне, 'в КГБ были как головорезы, которых мы помним, так и хорошо образованные шпионы, чьи имена нам, как правило, неизвестны, - писал в газете Guardian журналист и эксперт по России Дэвид Херст (David Hearst). - Такие оперативные работники, как Лебедев, первыми увидели, что советская система рушится у них на глазах и, следовательно, они первыми задействовали свои навыки на зарождавшемся российском свободном рынке'.

Так неужели это все, что можно о нем сказать? В конце концов, Лебедев - депутат Государственной Думы, нижней палаты парламента, и он говорил о создании новой партии с бывшим президентом СССР Михаилом Горбачевым. В Британии владение прессой традиционно является орудием укрепления политического влияния: вспомните о том, как Daily Telegraph (когда-то принадлежавшая Конраду Блэку (Conrad Black) поддерживала консерваторов, или о распространенном среди политиков представлении, согласно которому поддержка газетой Sun, принадлежащей Руперту Мердоку, приносит победу на выборах.

В России Лебедеву и Горбачеву принадлежат 49 процентов 'Новой газеты', известной своими журналистскими расследованиями. Одним из ее корреспондентов была Анна Политковская, застреленная в 2006 г. в Москве, всего за несколько недель до того, как в Лондоне был отравлен Литвиненко.

Evening Standard тоже отличилась на ниве политической борьбы, сражаясь с мэром Лондона Кеном Ливингстоном так же яростно, как Лебедев атакует мэра Москвы.

Но Лебедев с его репутацией критика коррупции на высшем уровне и экономических методов Кремля вряд ли собирается превращать Evening Standard в троянского коня Москвы, где его собственные газеты конфликтуют с властями.

Например, в прошлом году принадлежавшая Лебедеву газета 'Московский корреспондент' сообщала о том, что премьер-министр России Владимир Путин - сам бывший офицер КГБ в звании подполковника, так же, как Лебедев и Литвиненко - собирается жениться на гимнастке Алине Кабаевой. Когда поступило опровержение, Лебедев закрыл газету - но Evening Standard подобная участь не грозит.

'Сегодня моя ответственность заключается в том, чтобы помочь газете просуществлюдовать еще многие годы, - заявил он на прошлой неделе. - Я не хочу, чтобы говорили, что приехал какой-то русский идиот и бывший шпион и купил ее только ради того, чтобы закрыть'.

Одним из самых любопытных аспектов сделки по покупке Evening Standard была цена. За 75,1 процентов акций Лебедев заплатил всего один фунт, взяв на себя ответственность за огромные убытки, которые газета терпит из-за падения доходов от рекламы и безжалостной конкуренции. Некоторых эта цена повеселила. Так, лондонский художник и поэт Алан Вулфсон (Alan Wolfson) написал в одной из социальных сетей, что он 'смеется над бывшим агентом КГБ, который купил Evening Standard за 1 фунт. Неужели он не знал, что она стоит всего 50 пенсов?'

Как сообщает лондонская Times, в четверг на пресс-конференции в Москве Лебедев парировал на это не менее весело: 'Я слежу за всеми материалами на эту тему в британской прессе и отметил ряд хороших шуток, типа 'Я из КГБ. Газетки почитываем?' Все это говорит о замечательном чувстве юмора британцев'.

Алан Кауэлл