Кризис может выгнать на улицы сотни тысяч студентов
На модерации
Отложенный
В субботу российские студенты отметили свой «профессиональный» праздник – Татьянин день. В этом году он оказался омрачен финансовым кризисом, от которого студенчество пострадало одним из первых. Многим из тех, кто учится за деньги (а это каждый второй студент, всего по стране – более трех млн. человек), стало нечем платить за учебу.
Во многих вузах заговорили о том, что «платных» студентов надо бы переводить на бюджетные отделения. Или хотя бы дать им возможность вносить деньги в рассрочку. По оценкам социологов, кризис затронул до 30% студентов, в основном из малообеспеченных семей. Иногородние ребята сегодня берутся за любую работу, чтобы выжить вдали от дома. Тем временем, по прогнозам криминалистов, оставшиеся без средств студенты могут пополнить ряды преступников.
Третьекурснице Московского государственного университета печати Анне Скорых и до кризиса было нелегко. При поступлении в университет она недобрала баллов на бюджетное отделение. Платное обучение обходится ее семье в 90 тыс. рублей в год. Отец девушки, живущий в Старом Осколе (Белгородская область), занял эти деньги под урожай подсолнуха. Подсолнух сгорел. Потом сгорел «КамАЗ», на котором родитель занимался частным извозом. Семья осталась в долгах.
Теперь Анна каждый день просыпается в 4.30 утра и отправляется на работу – убирать банк за восемь тыс. рублей в месяц. К 9.00 она должна быть на лекциях. Впрочем, от лекций толку практически нет – на них студентка дремлет. «Как-то я две недели жила на два с половиной рубля», – признается она. Тогда от голодной смерти девушку спасли друзья и однокурсники. Но с декабря в банке задерживают зарплату, и в кошельке у Ани последние 500 рублей. За ее съемную квартиру (однокомнатную на четверых) платят родители, влезая в еще большие долги. В университетское общежитие студентов-«платников» не селят. У Анны одна надежда: в Москву на заработки решатся приехать две ее старшие сестры.
В вузах страны, по данным Росстата, обучается 7,46 млн. студентов. Из них более половины (51%) за свою учебу платят. Это студенты коммерческих вузов (1,25 млн.) и «платники» государственных. В столичных вузах обучаются 1,28 млн. человек, в том числе 884 тыс. – в государственных и 396 тыс. – в коммерческих. При этом 41% учащихся государственных вузов (362 тыс. человек) – это студенты платных отделений, то есть в Москве за деньги учатся шесть из десяти студентов (59%). А более четверти (29%) студентов столичных вузов – иногородние, приехавшие из-за пределов Московской области.
Сейчас для многих из них возможность продолжать учебу поставлена под вопрос. По данным Минобразования, около 10% студентов, обучающихся на контрактной основе, уже обратились в свои вузы с просьбой об отсрочке оплаты. Причиной названа потеря работы родителями. Замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин говорит «НИ», что кризис затронул от 20 до 30% студентов, «в основном из малообеспеченных семей». Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков винит в сложившейся ситуации руководство вузов: стоимость обучения за последние годы возросла в 2–2,5 раза.
Алина Куликова, приехавшая в Москву из Калининграда, боится, что ей придется перевестись с дневного отделения на заочное – нечем стало платить за учебу. С началом кризиса в магазине ее родителей продажи упали вдвое. «Вся выручка уходит на зарплату работникам. И с каждым днем – все хуже», – сетует «НИ» Алина. Студентка живет на съемной квартире вместе с парнем, который работал в одном из сетевых обувных магазинов и на днях попал под сокращение. Сама Алина подрабатывает в рейтинговом агентстве. Неделю назад ей удалось «сорвать» 1000 долларов, поэтому она сможет остаться на дневном отделении еще один семестр. «До кризиса основным источником дохода иногородних студентов была поддержка родителей. Теперь многие такой поддержки лишились», – подтверждает в беседе с «НИ» Сергей Комков.
До прошлой осени студенты старались работать по своей будущей профессии. Сейчас они готовы браться за любую работу. «Куда мне идти, если даже специалистов увольняют?», – рассуждает пятикурсник-финансист Владимир Орлов. «Если вам позарез нужны деньги, самый хороший вариант – курьер. Потому что зарплату выдают каждый день», – утверждает второкурсник-программист Игорь Гулякин. Курьером он проработал два дня, делая по пять выездов в день и получая по 200 рублей за выезд. Больше не захотел: «Очень тяжело весь день ездить в метро и искать адреса. Работа выматывает и отупляет».
Четверокурсница-полиграфистка Елена Петешова подрабатывает промоутером – раздает листовки и предлагает на пробу образцы продукции. За час работы в среднем платят 200 рублей, на акциях дорогого алкоголя и сигарет – до 400. «Больше, чем получает учитель», – сравнивает студентка. Хотя признается «НИ», что работа ей противна: «Впариваешь» людям всякую чушь. Особенно плохо работать в небольших магазинах на окраине. Вечером туда заходят одни алкоголики, которые могут сказать и сделать все, что угодно, а ты должна молчать». Вдобавок ко всему в промоутерских агентствах постоянно задерживают зарплату. Елена посетила более 20 акций и лишь дважды получила деньги вовремя.
В руководстве вузов такие способы заработка не приветствуют. «Если студент учится на факультете физики и при этом работает грузчиком на железнодорожной станции, ничего хорошего в этом нет», – заявил «НИ» декан факультета менеджмента Высшей школы экономики Сергей Филонович. «Если совмещать учебу с работой, причем не самой квалифицированной, это неминуемо отразится на успеваемости. Так решать материальные проблемы не следует, хотя сложившаяся ситуация к этому подталкивает», – соглашается с ним Сергей Комков. Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург не столь категоричен: «Все зависит от того, какой студент и в каком месте он учится».
Некоторым студентам удается зарабатывать головой. Третьекурсница Анна Петяева участвует во всевозможных маркетинговых исследованиях. Там платят от 500 до 2,5 тыс. рублей. «Однажды я целый час отвечала на вопросы об эпиляторах. Вышла оттуда с распухшей головой, но с деньгами. Плохо, что повторно на это исследование можно прийти только через полгода», – рассказывает «НИ» девушка. Наиболее «продвинутые» парни зарабатывают в Интернете. Создатель сайта для новичков в «интернетном бизнесе» Юрий Гамов описывает «НИ» несколько способов добычи денег: «раскручивание» сайтов за долю прибыли от рекламы, серфинг (клики на ссылки), модерирование форумов, чтение почты, заполнение анкет.
Будущей журналистке Анне Шевченко повезло. Девушка устроилась редактором новостной ленты. График: две дневные смены, два дня отдыха, затем две смены в ночь. Треть лекций приходится пропускать, на вторую треть студентка приходит сонная, но о пропусках не жалеет: «Вот если бы в университете были сверхинтересные и полезные занятия, тогда другое дело».
Дефолт автоматом
Студентов, которые обучаются в кредит, могут выгнать из вуза, если пострадавший от кризиса банк прекратит перечислять деньги. Всего в России таких студентов около 10 тыс. До последнего времени самой популярной была программа «Кредо» банка «Союз» – долларовый кредит на 16 лет под 10% годовых без залога и поручительства. Первые задержки с платежами начались минувшей осенью. «Проблемы были, но на данный момент банк свои обязательства выполнил», – сообщила «НИ» пресс-секретарь МГУ имени Ломоносова Алеся Безлер.
В главном вузе страны из шести тысяч студентов за деньги учатся две тысячи (стоимость обучения – 146–240 тыс. рублей в год), в том числе в кредит – около тысячи. Что произойдет с ними, если банк не оплатит следующий семестр, г-жа Безлер не знает: «Будем думать. У нас индивидуальный подход к студентам, обучающимся на платной основе. Мы относимся к ним с пониманием». Тем временем другие банки предлагают перекредитоваться у них. Правда, условия отличаются весьма существенно: 18% годовых в валюте и поручительство одного из работающих родственников.
Рассчитывать на помощь студенческого профсоюза также не приходится. «Финансовые отношения студента и учебной части в нашу компетенцию не входят. Мы контролируем студенческий «общак» и помогаем в случае болезни или других непредвиденных печальных обстоятельств, а также проводим праздничные и спортивные мероприятия. Тем более парадоксальной выглядела бы ситуация, когда одно из структурных подразделений университета выдавало бы беспроцентные ссуды на погашение задолженности перед самим университетом», – рассказал «НИ» один из руководителей студенческого профсоюза МГУ, попросивший не называть его имени.
Спасением для студента мог бы стать перевод с платного отделения на бесплатное. На днях министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил, что вузам уже дано указание переводить успешно обучающихся «платников» на бесплатные места, которые освобождаются при отчислении неуспевающих. Закон «О высшем и послевузовском образовании» позволяет это сделать в порядке, предусмотренном уставом вуза. В МГТУ имени Баумана нужно сдать две сессии подряд с результатом не более 25% на «хорошо», а остальное – на «отлично». В Российском университете дружбы народов (РУДН) перевод возможен только при сдаче всех экзаменов на «пятерки» и с согласия коммерческого управления. «Это – единичные случаи», – пояснила «НИ» пресс-секретарь РУДН Галина Кузьмина. Для остальных же самое большее, на что готов пойти вуз, – это помесячная рассрочка платы.
В Московском педагогическом университете (МПГУ) «НИ» заявили, что перевод «платников» на бесплатные места законодательно запрещен, и рекомендовали «не подставлять» другие вузы, раскрывая их порядок такого перевода. Впрочем, повсюду такие вопросы решаются в индивидуальном порядке. Как стало известно «НИ», в одном из университетов подмосковных Мытищ с платного отделения на бесплатное перевели четверокурсника, чей отец-предприниматель стал жертвой заказного убийства.
Одинокая студентка желает познакомиться
Выжить в столице иногородним студентам помогают не только подработки, но и жесткая экономия. Анна Петяева из Чебоксар старается покупать в Москве только самое необходимое – еду и косметику. «Дома закупаюсь одеждой, иду в парикмахерскую, к зубному», – делится с «НИ» студентка. Анна Шевченко из Ставрополя относится к товарам и услугам «очень избирательно». Например, если захочет красной рыбы, то купит в магазине не целую рыбину, а «вкусный хвостик».
Живущие в общежитии студенты-бюджетники за крышу над головой не опасаются. С едой, по их словам, тоже все более-менее нормально: «Если у кого-то есть гречка, значит, у кого-то другого к ней найдется тушенка. И наоборот». А когда гречка с тушенкой надоедает, находчивые студенты, а особенно студентки, научились вкусно питаться за чужой счет.
В один из вечеров приехавшей из Челябинска Ольге Ивановой позвонили подруги и сказали, чтобы она быстрее бежала в соседнее с общежитием кафе. «Примчавшись туда, я увидела, как девчонки сидели напротив трех субъектов сомнительного вида и уплетали шашлык, запивая «Мартини», – рассказывает Ольга. Студентки ели так быстро, что даже не отвечали на вопросы парней. Спустя еще пять минут девушки попросту схватили шашлык и картошку и убежали в общежитие. Ольга припоминает более десяти случаев за последние месяцы, когда желавших познакомиться молодых людей удавалось одурачить таким способом.
«Иногородние студенты очень активны. Они чаще ввязываются в разнообразные авантюры. Не исключено, что, оставшись без средств, они начнут добывать деньги незаконным путем, например, проституцией или бандитизмом», – предупреждает социолог Алексей Гражданкин. Сами студенты признаются, что периодически подворовывают в супермаркетах. «Один раз мы с подругами стащили из магазина три литра вина. Потом – булочку с сыром, которую поделили на четверых», – признается «НИ» одна из студенток. По ее словам, однажды она видела знакомого парня, который запихивал кусок ветчины в носок, но был пойман продавщицей и со скандалом выставлен из магазина.
В МВД криминальную активность студентов не комментируют, ссылаясь на отсутствие специальной графы учета. Руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов в интервью «НИ» прогнозирует, что главным видом преступлений в кризис станет мошенничество, причем число преступлений возрастет в разы: «Студенты могут заняться какими-то нелегальными продажами-перепродажами. Но чтобы ряды проституток резко пополнились студентками, я сомневаюсь». Нередко девушки занимаются так называемой «веб-проституцией» – сидят в студии перед камерой и зазывают клиентов к себе на видеочат. Судя по обсуждениям на форумах, многие из них не считают это занятие чем-то зазорным.
Юлия Чернухина, Екатерина Горина, Нуне Егян, Лада Зиборова, Дарья Стрункина
Комментарии