\"Газовая война\": что же это все было?

На модерации Отложенный

Так все-таки – что же это все было? Точный баланс прибылей и убытков, как и положено в Большой игре, не сделает никто. Поэтому выскажу только свое субъективное мнение.

Удивительно, но «газовая война» и война в Газе:

– начались почти одновременно;

– кончились почти одновременно;

– кончились так, что черт поймет, кто тут выиграл, кто проиграл, надолго ли перемирие и что же будет завтра!

Но поскольку я писал уже про «газовую войну» и предсказал ей хеппи-энд, то считаю своим долгом продолжить (или закрыть) тему. Словом, сбылись все предсказания на славу? Или маху дал?

Как положено в РЕАЛЬНОЙ жизни, ответить на эти вопросы совсем не так просто!

Взаимное обливание помоями, как ни странно, не обелило ни одну из высоких договаривающихся сторон. Взаимное бросание тортов не накормило, опять же, ни одну из сторон, а если и накормило, то чем-то совсем не таким сладким…

В связи с этим невольно вспомнишь старый анекдот. Вася и Коля идут по дороге – допустим, вдоль трубы. Видят коровью лепеху. Вася говорит: «Коля, можешь за 100 рублей съесть эту лепеху?» «Могу», – отвечает Коля. Съел, Вася дал ему 100 рублей. Идут дальше. Вася думает: « Черт, за что же я заплатил 100 кровных?!» Коля размышляет: «Ну и ну! За паршивые 100 рублей наелся дерьма!» Видят еще одну лепеху. Коля говорит: «А ты можешь за 100 рублей съесть?» Вася соглашается. Идут дальше и думают: интересно, оба остались при своих и оба дерьма нажрались!

Этот грубоватый анекдот поневоле приходит в голову, когда узнаешь, что:

– спор славян между собой начался – как нам объяснили – из-за того, что Газпром предложил Украине платить по 250 долларов за тысячу кубометров в течение года. Украина соглашалась только на 200 долларов. В результате спора накануне Нового года Украина согласилась уже на 235 долларов. Но дальше Газпром на уступки не шел, Украина тоже уперлась рогом, переговоры были торжественно сорваны;

– дальше произошло то, что председатель Еврокомиссии Ж. М. Баррозу описал так: «Этот кризис стал для меня огромным разочарованием… Такую манеру вести переговоры, как у наших российских и украинских партнеров, я вижу впервые. Подписываются соглашения, за которыми не следует абсолютно никаких действий. Такого я не видел, даже когда был посредником в ходе переговоров в Африке»;

– в конце концов совместными усилиями мы героически преодолели трудности, которые сами совместно создали. И вот сухой остаток. Согласно подсчетам Тимошенко, российский газ будет продаваться Украине в течение года по средней цене около 229 долларов за тысячу кубометров. При этом потери Газпрома (прямые от недопоставок газа) превышают миллиард. Возможны иски – европейских стран к Газпрому и/или Украине, Газпрома к Украине, Украины к Газпрому. В общем, адвокаты без денег не останутся.

ТАК КТО (кроме адвокатов) ОТ ВСЕГО ЭТОГО ВЫИГРАЛ – И КТО КОМУ ПРОИГРАЛ?

Добавлю еще, что:

– рейтинг Ющенко невозможно найти даже под трубой;

– Ющенко «вроде бы» хочет отменить газовое соглашение;

– Тимошенко говорит, что отменить соглашение невозможно, а вот «отменить Ющенко» очень даже возможно – по пану президенту импичмент плачет;

– каким образом Украина станет платить за газ, по-прежнему не совсем понятно;

– осталась еще тысяча технических вопросов, которые легко становятся вопросами принципиальными, и чешские спецслужбы (странное выражение!) считают, что соглашение скоро будет опять сорвано!

Вот такие пироги.

Так опять повторяю вопрос: «Кто победил в неравном споре: упорный укр – или верный росс?» (да простит мне Пушкин такое политкорректное прочтение).

Вопрос на засыпку.

И тем не менее! «И Карфаген пал, от Ниневии остались одни развалины, и все же, дорогой друг, – выше голову!».

Да, во всей этой истории много, очень много непонятного.

Говорят, что чуть ли не главное было – выкинуть из схемы фирму-посредника, «священное и проклятое» РосУкрЭнерго. Говорят, что через эту фирму обогащались украинские чиновники (из окружения Ющенко), да и некоторые наши вроде не голодовали…

Логично?

Зная – хотя бы понаслышке – «их нравы», вроде бы все однозначно. А как же иначе, кто бы сомневался!

Но, с другой-то стороны, позвольте: где же логика? Ведь если это самое РосУкрЭнерго делало какой-то (какой – неясно) шахер-махер, так какого черта те же украинцы вдруг так рогом уперлись, спровоцировали грандиозный ПУБЛИЧНЫЙ скандал на весь мир?! Положим, Ющенко заинтересован в сохранении посредника. Как надо себя вести? Правильно, сидеть тише воды, ниже травы, сохранять под столом непрозрачную схему, а для этого улыбаться «над столом» и уж точно не кричать: «На помощь! Держи вора!» Серые схемы потому и серые, что не любят света…

Итак, история с РосУкрЭнерго как минимум не так проста и понятна…

Или другая тема.

Говорят, что одной из целей РФ было «ткнуть носом» Европу в то, какой ненадежный транзит через Украину, – с тем, чтобы подтолкнуть трусливых, жадных, нерешительных евробюрократов УСКОРИТЬ строительство Южного и Северного потоков. Логично? Вполне.

А удалось ли это?

Как сказать… С одной стороны – да.

В Германии усиливаются голоса, что надо побыстрее строить Северный поток. А с другой – подорвана не только репутация Украины как транзитной страны, но и России как экспортера газа. И одновременно усиливаются голоса в Европе, что надо в любом случае уменьшать зависимость – уже не только от украинского транзитного пути, но и от российского газа в целом! А тогда – надо не Северный поток строить, а «Набукко», развивать транзит из Катара, искать альтернативные источники, срочно модернизировать атомные станции и т. д. и т. п.

Какое решение возобладает? Сегодня этого не скажет никто.

Так все-таки – что же это все было? Точный баланс прибылей и убытков, как и положено в Большой игре, не сделает никто. Поэтому выскажу только свое субъективное мнение.

Россия поступила в принципе верно и МОЖЕТ выиграть СТРАТЕГИЧЕСКИ.

Почему я так думаю?

Первое. СЕГОДНЯ Газпрому бояться все-таки почти нечего. Газовые контракты с Европой заключены на годы, на 10–15 лет. Их в любом случае почти невозможно пересмотреть. Так что Газпром как минимум при своих и останется. Другое дело, что он может НЕ РАСШИРИТЬ свое присутствие на европейском рынке, – это верно. А ведь именно ради РАСШИРЕНИЯ присутствия, ради углубления интеграции все и делается в конечном счете.

И все-таки надо, не впадая в панику, помнить, что наши тылы пока достаточно прочны.

Второе. НАРЫВ СОЗРЕЛ. Дальше так торговать было уже невозможно. Путин давно – и совершенно верно – мечтал порвать пуповину «кузенской торговли», где расстояния считают «от сердца – к сердцу», а не из пункта А в пункт Б, где в формулу цены на газ закладывались отношения с тем или иным президентом, изучение русского языка в киевской школе, непрозрачные схемы РосУкрЭнерго, Севастополь/Симферополь/НАТО, проблемы голодомора, ВОВ, Киевская Русь, Мазепа – Петлюра – Хмельницкий – Бендера – Саакашвили, общее ощущение дружбы/вражды…

Помилуйте, да еще не изобретен компьютер, который умеет так рассчитывать цены! Вот и шли постоянные, перманентные братские споры…

Европейская формула и транзит – вот и ВСЕ, что должно учитываться в формуле цены.

А труба – это не пуповина, удерживающая «братов», тем более не поводок для «младших братьев». Это всего лишь труба – для перекачки газа, а не эмоций.

Мы хотим влиять на политическую ситуацию на Украине? Помочь А, повредить Б, перекупить В? Отлично! Законно. Естественно. И это надо делать – БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО К ТРУБЕ! Как совершенно верно сказал Путин: вот с Прибалтикой у нас отвратительные политические отношения – а торгуем нормально! И со странами НАТО. Вот так надо и с Украиной (и надо бы и с Белоруссией): братские мухи отделяются от газовых котлет. Четкая, прозрачно-европейская торговля газом – и любые финансовые, политические, какие угодно интриги любой степени непрозрачности ПОСЛЕ этого. Но после, а не вместе. И уж тем более не ВМЕСТО.

Все платят ОДИНАКОВО. Со всеми дружим ПО-РАЗНОМУ. Все.

И когда газ взорвался и резко осветил всю запутанность и нелепость российско-украинского «братского базара», это был взрыв и опасный, и разрушительный, и неприятный во всех отношениях.

Но НЕИЗБЕЖНЫЙ И НЕОБХОДИМЫЙ.

Пусть дорогой ценой, но пуповину РАЗОВАЛИ (Заодно и «братских посредников» вышвырнули). Рывком, скачком – но перешли к прозрачным схемам. Может быть, даже неожиданно для самих себя. Так бывает: ставили как далекую, почти утопическую цель, а получили «здесь и теперь».

И очень хорошо.

Третье. Главное теперь – остаться на этом уровне прозрачности, НЕ ОТСТУПИТЬ НАЗАД К БРАТСКОЙ ТОРГОВЛЕ с ее вечными обидами, истериками, намеками, недомолвками.

«Только бизнес – ничего личного». И не впускать В БИЗНЕС ничего личного. Кесарю – кесарево, слесарю – слесарево. Еще раз: любые политические интриги – отдельно, газовые трубы – отдельно. Как с Прибалтикой, как с НАТО.

Если нам удастся а) в самих себе ТВЕРДО воспитать этот принцип и б) Европе показать, что мы его НЕУКОСНИТЕЛЬНО придерживаемся в отношениях с Украиной, тогда все «январские страдания» были не напрасны. Были оправданы.

Мы переходим на новый уровень прозрачности и надежности в отношениях с «братами», «двойную совковую бухгалтерию» заменили на «двойную итальянскую».

Тогда – понемногу – доверие к репутации Газпрома вернется. Да не вернется, а УКРЕПИТСЯ. Тогда высоченная сегодня цена, которую мы заплатили, окажется вполне оправданной – завтра. Тогда уже ни один Баррозу через год–два не сможет сказать про наши «африканские манеры» – мы от них избавились. Раз и навсегда. Критическую точку – перешли.

Если же наша сторона (или украинцы) опять начнет хитрить, продавать/покупать газ с «политической премией», тогда весь скандал был бессмыслен. Просто – посмешили Европу.

Я верю, что сегодняшние трагикомические скандалы приведут к одному, важнейшему результату: торговля газом с Украиной станет рыночной, а транзит – надежным.

Это и называется – хеппи-энд. Сегодня до него еще очень далеко. Но гораздо ближе, чем было вчера. Самое трудное – уже сделано.

Леонид Радзиховский