Как государство воспитывает чувство прекрасного в россиянах

На модерации Отложенный

Знаете, какой журнал самый дорогой в России? Ни за что не угадаете. Это скромное издание выпускается всего лишь дважды в год. Стоит что-то около 20 тысяч рублей за номер. Не знаю уж, что там такое — может, там план клада, в котором золото партии зарыто. А может еще какие-нибудь секретные сведения. Но цена радует. Называется журнал кратко: ГОСЗАКАЗ. Издается ФАС России. Понятное дело, что государственные заказы размещаются на всё, и это правильно. Но когда дело доходит до нетленного и негорючего (то есть до искусства), нам почему-то делается грустно. Но грустить не надо.

Спасение от госзаказа есть — это качество его исполнения. Оно почему-то всегда столь ужасно, как будто так специально и заказывали: «Вы уж там покошмарней постарайтесь, пожалуйста». Что ни произведение искусства, выполненное по госзаказу,  то просто смех и грех в одном флаконе. Летающая няня в черном латексе и с пистолетом, менеджеры с накокаиненным носом в поисках духовности, гастарбайтеры разыскивают смысл жизни на столичных стройках... Ну, и про нефть.

И писатель-духлесс, и автор-гастарбайтер, и нефтеносная графинюшка — все пишут одинаково небрежно и контр-талантливо (давайте так сформулируем, обойдемся без обид). С одной стороны, это внушает надежды — мол, искусство не продается, а то, что продается — не искусство. С другой стороны, настоящий шок вызывают астрономические тиражи вышеозначенных произведений.

Авторессы детективов начинают нервно покусывать локти. Рекламные кампании настигают доверчивого обывателя везде — в библио-лабазах государственные книжки красуются на лучших полках, с телеэкрана госписатели жизни учат, из утюга многозначительно пыхтят.

Впрочем, денег на создание оруэлловского Министерства Правды у государства все равно нет. Никто не собирается спонсировать авторов книг, фильмов и скульптур на ежемесячной основе — пусть уж на гонорарной трудятся, как художникам и положено.

Кризис, как видите, госзаказу не помеха. Ведь надо же воспитывать у граждан чувство прекрасного, а то оно атрофируется совсем, пока граждане по биржам труда бегают. Отныне государство торжественно обещает перестать скупиться, платить избранным художникам по полной, включив в реестр, например, еще и архитекторов.

Что касается кинематографа — государство собирается в очередной раз прибегнуть к формуле «Лучше меньше да лучше», воплощенной уже в жизнь в печально известный период сталинского малокартинья. Малокартинье позорно закончилось выходом на экраны совсем уж беспомощных кинолент, из чего чиновники сороковых-пятидесятых годов сумели сделать вывод о перетекании количество в качество. Что ж, попробуем еще раз.  Вдруг получится — меньше да круче?

А чтобы сэкономить в тяжелую годину финансовых испытаний — предлагаю нашим читателям поехать на дачу (средняя полоса гораздо полезнее для здоровья, чем турецко-египетский пляж) и достать с пыльной чердачной полки книгу «Поднятая целина». Ну, или опус «Чего же ты хочешь?» Или «Малую землю». Удовольствие не хуже, чем от всяких духлесов. И совершенно бесплатно.

Заодно и вспомнится, что это такое — государственный заказ.

Ирина Драгунская