Церковники в борьбе за власть не уступают светским чиновникам

На модерации Отложенный

О фигуре архиепископа Димитрия (Капалина), брате влиятельного управделами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента знают немногие. Да и сам Климент не столь публичная фигура, как митрополит Кирилл. Однако рассматривается как кандидат на пост Патриарха наряду с широко известным публичным Кириллом.

Братом Климента, архиепископом Димитрием (Капалиным) пресса заинтересовалась в связи с предвыборной борьбой за пост Патриарха всея Руси. "Управляющий одной из богатейших епархий Русской православной церкви хорошо известен и в среде властного истэблишмента благодаря своим связям с бывшим главой Администрации президента Сергеем Собяниным и влиятельными нефтяными олигархами. Сегодня весь его церковный и административный ресурс был брошен на помощь брату Клименту, одному из главных претендентов на патриарший престол", - пишет ресурс lenta.com.

"В СМИ главным скандалом предвыборной борьбы пока остается история с избранием делегатов от духовных школ Московской Патриархии, в ходе которой Димитрий Капалин при поддержке ряда других иерархов надавал прилюдных пощечин цвету православной науки, грамотно продирижировав выборами и продавив нужных кандидатов. Профессора, понятно, возмутились, стали апеллировать к Синоду, но дело, как говорится, было сделано. Впрочем, маневра этого Димитрию они не простили. По итогам выборов настоящую войну братьям Капалиным объявил небезызвестный дьякон Андрей Кураев (являющийся заодно и профессором Московской духовной академии), обрушившийся на них с, мягко говоря, резкой критикой. Боевого дьякона поддержали и семинаристы Тобольской духовной семинарии, активно жалующиеся на форуме Кураева – так называемом «курятнике» – на своего начальника Димитрия Капалина, которого авторы некоторых постов на кураевском форуме обвиняют в том, что он массово доводит студентов до самоубийства и вообще творит всякий беспредел. Что правда, а что ложь в разговорах вокруг Тобольско-Тюменской епархии, мы попробовали разобраться.

«Друг мусульман»

Для начала приведем немного статистики. В Тюменской области русские и другие православные народы составляют 90% населения, а татары и другие мусульманские – менее 10%. В то же время в Тюменской области мусульманских общин зарегистрировано больше, чем православных! Как сообщают РИА «Новости», лишь 77 из 214 зарегистрированных религиозных организаций области принадлежат Русской Церкви, а 80 общин – мусульманам. Интересная получается ситуация – в богатейшей епархии храмов меньше, чем у мусульманского меньшинства мечетей. Думается, что это самое яркое свидетельство «успешной» миссионерской деятельности Димитрия Капалина.

Впрочем, сами мусульмане считают его своим настоящим братом – экстравагантный муфтий Талгат Таджутдин как-то заехал в Тобольск и поставил в одном из местных храмов мега-свечу, вылепленную, похоже, собственноручно. За такой вклад в дружбу между религиями Димитрий Капалин вручил ему мега-посох с изображением специальной травы (!), призванной символизировать «усиление взаимопонимания между конфессиями». За глаза, правда, тюменский иерарх мусульман поругивает, называя варварами и упрекая в сожжении александрийской библиотеки. Немногим лучше выглядит ситуация в Югре и на Ямале. Православных приходов там менее половины, а вот мусульмане в некоторых населенных пунктах уже составляют большинство. Смирившиеся с этим власти православных по своему этническому составу округов строят культовые здания по принципу: один храм – одна мечеть. И в мечетях нередко бывает многолюдней: и не потому, что в мечети ходят много людей, а потому, что в православные церкви почти никто не ходит….

Рай для сект

А ходят тюменские русские, к сожалению, всё чаще на собрания различных сект. Во всех трех регионах Тобольско-Тюменской епархии протестанты и секты чувствуют себя исключительно вольготно, а их доля просто зашкаливает. На Югре и Ямале протестантских общин куда как больше, чем православных. Такая вот интересная епархия: на юге рулят мусульмане, а на севере – протестанты. Но может такая же ситуация и в соседних областях? А вот и нет. В соседней Екатеринбургской епархии мусульман живет больше, чем в Тюменской, но тем не менее православных приходов в Свердловской области большинство и мусульмане (хотя их там и больше, чем в Тюмени) пудовые свечи в храмы не притаскивают. И вообще ведут себя корректно, ибо уважают и побаиваются местного архиепископа. Нельзя сказать, чтобы Тобольская епархия капитулировала перед сектантами. Нет, борьба ведется, только ведется силами недообученных епархиальных миссионеров и больше напоминает корриду, когда полуслепой бык тупо бросается на каждую красную тряпку и каждый раз промахивается под насмешки трибун.

Беспощадная война ведется со всеми – от адвентистов до атеистов. И с одинаковым итогом – успеха никакого, а консолидация меньшинств – налицо. История с близкой к епархии доценткой Шестаковой, которая своей лекцией в Нефтегазовом институте не только сыскала себе всероссийскую скандальную славу, но и дала мощный аргумент противникам «Основ православной культуры», стала тому подтверждением. Кстати, в противовес епархии уже давно создан межконфессиональный совет, работу которого курирует глава религиозного отдела Тюменской области Игорь Бобров – по слухам, сам пятидесятник-харизмат.

Семинария или туберкулезная тюрьма?

Особой гордостью владыки Димитрия является Тобольская семинария, знаменитая постоянными самоубийствами своих студентов. Как говорится, одно самоубийство – случайность, два – тенденция, три – норма жизни. Действительно, семинаристам в Тобольске живется тяжело – скудная учебная программа и еще более скудное питание, малограмотные преподаватели, издевательства инспекторов и, конечно, место проживания – знаменитый Тобольский централ, прославившийся в прежние годы в качестве рассадника туберкулёза.

Кстати, именно в этом Тобольском централе при Брежневе мотал срок за хулиганку и грабежи знаменитый муфтий-ваххабит Нафигулла Аширов. Наверняка в его мемориальную камеру селят сейчас самых дисциплинированных студентов. А злые языки называют Тобольским централом всю епархию. Это замечательное учебное заведение Димитрий давно хочет сделать академией. И вообще навести свои порядки во всех церковных академиях. На этой почве он схлестнулся с ректором МДА архиепископом Верейским Евгением Решетниковым, который, несмотря на свои дружеские отношения с тобольским коллегой, все его проекты зарубил на корню. А потом профессура МДА отказалась принять к защите диссертацию Климента Капалина как откровенно несамостоятельную и плагиатную. Впрочем, в декабре прошлого года сильно умным академикам это припомнили на памятных выборах делегатов на собор.

Монахини-гастарбайтеры и сжигание паспортов

Капалин-младший, конечно, человек жесткий и тоталитарный. Однако тоталитаризм Димитрия хорошо действует лишь на семинаристов, могущих излить свои обиды только в Сеть. В северные города епархии на сезонные заработки совершенно спокойно приезжают священники и монахини из Москвы, никоим образом не заботясь о санкциях управляющего. Чиновники на деспотичного владыку злятся, но не боятся, а областные журналисты четко поделились на тех, кому он, по слухам, платит деньги, и тех, кто его не любит. Например, местное приложение к «Труду» в лице журналиста Леонида Иванова вообще объявило Димитрию войну. И не только «Труд» вышел на такую тропу…

Под стать своему иерарху и священники епархии. Главный по внешним сношениям протоиерей Сергей Швалев своими хамскими письмами вызывает тихую ненависть у власть предержащих всех уровней, а духовник епархии архимандрит Зосима Горшунов подбивает своих духовных чад сжигать новые паспорта и выкидывать мобильные телефоны в лучших традициях Диомида Дзюбана. В итоге паспорта в Тобольской епархии жгут не только миряне, но и священники…

Вообще в сети пишут страшные вещи о связях Димитрия с Ходорковским. Мол, дружили крепко, семьями и с обоюдной выгодой. Говорят даже, что в 2001 году по решению Русского биографического института и при содействии «прихожан из ЮКОСа», Капалин-младший стал «Человеком года» в номинации «Религия». И про мешки с деньгами пишут, и про тонны пожертвованного на храмы и неучтенного нала, и про подаренный епархии и бесследно исчезнувший вездеход на воздушной подушке, и про войну Димитрия с мэрами югорских городов, и про его симпатии к высоким светловолосым семинаристам, которым потом достаются лучшие северные приходы – вообще, популярный он человек, владыка Димитрий Капалин. Брат-2, одним словом".

Статей о родственниках митрополита Климента становится все больше. Конечно: до выборов осталось несколько дней, а в этот раз церковные выборы проходят под сильным давлением светских властей и с участием большого количества лиц, не имеющих отношения к духовной жизни общества, как говорят, "подключили союз промышленников и предпринимателей" - в кавычках. Отсюда и светские приемы борьбы - публичный компромат, грязь, выметенная из избы...