\"Аквариум\": качество начинает постепенно заслонять творчество

На модерации Отложенный Лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков сейчас, как известно, поправляет здоровье после операции на сердце. Тем временем критики и поклонники вслушиваются в ноты нового альбома легендарной группы.

Продюсированию нового альбома можно ставить «пятерку» - она отлично звучит, не перегружена и не затянута. Борис Гребенщиков не стал продолжать намеченную предыдущим диском «Беспечный русский бродяга» (2006) линию на модернизацию звука, о чем, впрочем, можно и пожалеть.

От «креативных» информационных движений тем не менее Борис Борисович отказываться не стал - альбом выложен в сети на официальном сайте для скачивания под лозунгом «заплати, сколько не жалко», причем от щедрости покупателя зависит и качество получаемого файла. Это повторяет аналогичный прием музыкантов Radiohead и Nine Inch Nails (из наших - Петра Налича), и в случае «Аквариума» может, пожалуй, дать эффект - по крайней мере медийный. К слову, для любителей привычных форматов новая работа БГ и Ко будет доступна и на CD.

На альбоме нет политики, экологии и компьютерных терминов. Он убедительно обволакивает сознание слушателя застольными гимнами, «наивными» фолк-романсами, философствующим ретро и надрывными рок-молитвами, мешая темпы и настроения, виртуозно жонглируя символами, знакомыми по священным книгам и популярным мультфильмам. На этот раз мэтр пребывал, похоже, в позитивном настроении, и новые песни рождались не из «грязи жизни», как на альбоме «Навигатор» (1995), и не из похождений по интернету, как на CD «Сестра Хаос» (2002). Если учесть, что диски «Аквариума» нередко складываются в некие циклы, то «Лошадь белая», скорее всего, наследует относительно «легкому» релизу «Zoom Zoom Zoom» (2005).

Из многочисленной, но не слишком звездной компании приглашенных музыкантов естественно выделяется только Дживан Гаспарян, чей дудук, кажется, каждой нотой приподнимает мелодию над обыденностью.

Остальные музыканты - не самостоятельные голоса, а некие краски, работающие на общую картину. При этом в наличии такие знаковые для группы инструменты, как взволнованные флейты, атакующая труба и распевный аккордеон. Необходимо отметить и участие в записи отечественных звезд - басиста золотого периода «Аквариума» Александра Титова и культового барабанщика Алика Потапкина.

По поводу названия диска, видимо, должно вспомнить «Апокалипсис Иоанна Богослова», книгу Бориса Савинкова или въезд в покоренный город победителя на белом коне. Однако БГ - опытный «светлый» провокатор. Его женственная Белая Лошадь ни имеет к тем коням никакого отношения. Вообще, феминизированных образов на альбоме - в достатке, а героиня заглавной песни показалась символом чего-то очень нужного и близкого, но неизъяснимо-недостижимого - эдакой родственницей Синей птицы. Впрочем, для толкователей текстов простор здесь, как всегда, есть - кроме, пожалуй, патетичной вещи «Сокол». Например, напевая «Акуна Матата», Борис Борисович не только усыпляет слушателя поп-джазовыми наигрышами, но и вспоминает Фредди Крюгера. Вот такие игры в архетипы радуют больше всего, как и шаловливые «грубости» типа «мешать водку гвоздем» (к DVD «Аквариума» под названием «Тур» этот столярный атрибут приличных размеров, помнится, даже прилагался).

Итоговое же ощущение от альбома остается очень ровное, но неяркое. Фраз - претендентов на «крылатость» оказалось немного, и новые образы не сбивают, увы, с ног. Что тому причиной - заретушированность текстов чрезмерной эклектичностью и яркостью музыки или распыление внимания создателей по многочисленным деталям релиза - вопрос открытый. Поэтому альбом можно воспринять и как звонок, предупреждающий о том, что качество работы, возможно, начинает постепенно заслонять творчество рок-гуру.

Александр Волков