\"Газпром\": как спасти то, что еще можно спасти

На модерации Отложенный

Мы уже задавали «пятнадцать вопросов обывателя к Газпрому». Убедительного ответа на них мы не получили, так что пришлось поработать самим.

Выводы, к которым мы пришли, неутешительны. Однако они хотя бы указывают путь возможного решения проблем, которые в самое ближайшее время встанут перед страной в полный рост.

1. С начала года руководство России занималось преимущественно проблемами «Газпрома», тогда как в стране усугубляется экономический кризис — ускоряется девальвация рубля, снижается промышленное производство, проводятся массовые сокращения, растет инфляция. Эти и многие другие негативные аспекты текущего социально-экономического положения страны остаются без должного внимания.

2. «Газпром» практически утратил репутацию надежного поставщика энергоресурсов.

По всей вероятности, в ближайшие несколько лет доля «Газпрома» в снабжении Европы природным газом сократится с 29% до 15-18%, а рыночная ниша будет заполнена поставщиками сырья из Северной Европы, Средней Азии, Закавказья, Ближнего Востока, Северной Африки.

3. Лучшим выходом для «Газпрома» из трехнедельного газового противостояния будет сдержанная реакция Европы, хотя, скорее всего, европейские потребители предпочтут ускорение реализации газотранспортного проекта Nabucco в противовес строительству газопровода Nord Stream. К тому же «Газпром» не располагает мощностями по сжижению природного газа (СПГ), что дополнительно сужает экспортные возможности газовой монополии.

4. Для восстановления утраченных внешнеэкономических позиций «Газпрому» необходимо незамедлительно приступить к созданию международных консорциумов для разработки новых газовых месторождений и строительству установок для СПГ.

Очевидно, что собственными силами «Газпром» не в состоянии ввести в эксплуатацию в намеченные сроки ни Штокмановское месторождение (2014 год), ни другие gas fields. Так или иначе, уже в 2010 году до 70% всех сервисных работ в газовой отрасли страны будет проводиться зарубежными компаниями.

5. Нынешнее руководство «Газпрома» скорее всего не откажется от планов установления контроля над газотранспортной системой Украины и точно не откажется от использования полупрозрачных посреднических организаций при экспорте газа в Европу. В то же время у «Газпрома» полно дел «дома» — в настоящее время порядка 40% населенных пунктов страны не подключены к сетевому газоснабжению.

По всей вероятности, у «Газпрома» снова найдутся вопросы поважнее внутрироссийских проблем

6. Кумулятивный прирост годовой добычи газа у независимых производителей в последние годы был в среднем 6 раз выше, чем у «Газпрома». Для спасения газовой отрасли государство должно разделить «Газпром» на 5-6 газодобывающих компаний, обменяв часть внешнего корпоративного долга газовой монополии на доли иностранных кредиторов в капитале вновь создаваемых корпораций.

При этом газотранспортная сеть России по аналогии с нефтепроводной системой должна остаться в собственности государства, а всем участникам газодобычи должен быть обеспечен равный доступ к газотранспортной сети.

7. Если же государство посчитает несвоевременной реструктуризацию газовой монополии, «Газпром» необходимо поставить в один ряд с другими государственными компаниями с преобладающим государственным участием, такими как ОАО «Транснефть», ОАО «Роснефть» или ОАО «ВТБ», лишив его положения «первого среди равных».

8. Недостаточные инвестиции в профильную деятельность приведут к тому, что через три-четыре года добыча природного газа в России уменьшится, и страна столкнется с газовым дефицитом.

Вместе с тем, в настоящее время Россия потребляет природного газа больше, чем Бразилия, Индия, Китай, Япония, Великобритания, Франция и Германия вместе взятые, хотя производит ВВП (рассчитанный по паритету покупательной способности), в 16 раз меньший по сравнению с суммарным ВВП этих стран.

Например, в России при производстве алюминия на тонну готовой продукции потребляется в 6 раз больше энергии, чем в Европе, а при производстве тонны цемента — в 5 раз больше.

В России приоритетным модернизационным проектом должно стать снижение энергоемкости национальной экономики.

9. Для компенсации возникших вследствие газового конфликта убытков «Газпром» может инициировать дополнительное повышение тарифов для российских потребителей газа, что вызовет еще больший экономический спад и ухудшение материального положения населения.

10. Внешний долг «Газпрома» иностранным кредиторам составляет порядка $60 млрд., что в 2009 году может стать равным годовой выручке концерна, хотя соотношение долга к выручке практически у всех мировых сырьевых корпораций на порядок меньше.

Снижение экспортных поступлений может привести к корпоративным дефолтам компании уже в 2009-2010 годах. Государство как основной акционер будет вынуждено погашать задолженность «Газпрома» за счет международных резервов страны, что вызовет их незапланированное снижение и усилит девальвацию рубля.

11. В связи с недополучением экспортной выручки и снижением цен на природный газ, газовая монополия, изыскивая средства для погашения кредитных обязательств, может серьезно ухудшить финансовую устойчивость кредитных организаций, которые принадлежат ей или ее дочерним структурам. Акционерам, клиентам и вкладчикам таких банков следует обращать более пристальное внимание на их финансовое положение.

12. В последние годы «Газпром» платил налогов в пересчете на тонну нефтяного эквивалента приблизительно в 8 раз меньше по сравнению с ОАО «ТНК-ВР» или ОАО «ЛУКОЙЛ». Продолжение практики льготных преференций для «Газпрома» в условиях кризиса недопустимо.

13. Государство как основной акционер «Газпрома» должен провести независимый аудит финансово-хозяйственной деятельности монополии.

Эту функцию могла бы выполнить Счетная палата Российской Федерации, которая бы, в частности, выяснила, почему с 2000 года операционные расходы «Газпрома» возросли более чем в 3 раза, на приобретение каких активов за последние пять лет было потрачено более $32 млрд. и какие непрофильные инвестиционные проекты целесообразно заморозить.

14. Представляется логичным поставить вопрос о соответствии занимаемым должностям Председателя Совета директоров «Газпрома» Виктора Зубкова и Председателя Правления «Газпрома» Алексея Миллера. Организационные выводы могут быть сделаны как в форме «добровольных» отставок, так и в ходе очередного или внеочередного собрания акционеров компании.

15. Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву необходимо дистанцироваться от проблем «Газпрома», так как непосредственное участие первого лица страны в решении коммерческих споров наносит серьезный ущерб его авторитету.

Экономическая политика — зона ответственности не Президента, а Правительства, что наглядно показал «газовый саммит», на котором, за исключением Президента Армении, не было ни одного из руководителей государств-потребителей российского газа.

Никита Кричевский