Герхард Шредер попал в совет директоров ТНК-ВР
На модерации
Отложенный
Как сообщила сегодня пресс-служба ТНК-ВР, акционеры компании договорились о назначении трех независимых директоров в реструктуризированный совет директоров ТНК-ВР. Имена независимых директоров уже известны: бывший канцлер Германии Герхард Шредер, Джеймс Ленг, недавно назначенный на пост председателя совета директоров горнодобывающей компании Rio Tinto, и президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
Наибольший интерес вызывает в данном случае кандидатура Герхарда Шредера. Напомним, что после ухода с поста канцлера ФРГ он в марте 2006 года был избран председателем комитета акционеров компании North European Gas Pipeline Company, оператора строящегося Северо-Европейского газопровода (СЕГ), который должен снабжать Европу газом напрямую, минуя транзитные магистрали. При этом Герхарда Шредера в ходе реализации этого проекта многие неоднократно упрекали в том, что он скорее представляет интересы России, чем Европы.
«Я думаю, что эта кандидатура обусловлена тем, что у Герхарда Шредера очень тесные отношения с руководством и РФ, и российского бизнеса», — заявил в интервью радиостанции Business FM аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров.
«Фактически Шредер руководит одним из стратегически важных для РФ проектов, что говорит о большом кредите доверия к нему со стороны Кремля», — потвердил в интервью BFM.ru директор департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток.
Аналитик ИК «Велес-капитал» Дмитрий Лютягин согласен с тем, что введение Герхарда Шредера в совет директоров ТНК-ВР в известной степени вызвано его участием в проекте «Норд стрим». «Я полагаю, что обсуждалась такая тема, когда шел конфликт в ТНК-ВР — как будет представлено российское государство, — заявил аналитик в интервью радиостанция Business FM . — Скорее всего, представители власти также предложили свой вариант, который как раз и предполагал, что независимыми директорами будут люди, участвующие в различных международных проектах как на территории России, так и за рубежом, и этих людей все знают».
Напомним, что в результате конфикта акционеров в ТНК-ВР пост президента компании покинул Роберт Дадли, а российские и британские акционеры компании подписали соглашение, согласно которому ВР оставляет за собой право назначать исполнительного директора, а российская сторона будет назначать председателя совета директоров.
Примечательно, что еще в начале января утверждалось, что в состав совета директоров будет введен один независимый директор.
Таким образом, эта часть соглашения между акционерами претерпела изменения. «Независимые директора представляют сами по себе крупный бизнес в России, тот же самый Шохин», — говорит Дмитрий Лютягин.
Аналитики пока не берутся предсказывать, как изменится деятельность ТНК-ВР в результате смены руководства и появления независимых директоров, тем более что должность президента компании, с одной стороны, все еще вакантна (обязанности президента пока что исполняет Тим Саммерс), а, с другой — в новый состав совета директоров уже вошли Михаил Фридман и Виктор Вексельберг.
«В любом случае основные решения будут приниматься акционерами компании, теми директорами, которые уже избраны от ВР и от российского консорциума. В данном случае это опять-таки российская изюминка, когда акционеры компании не покидают управление, то есть не перелагают его на своих подопечных или представителей, а сами выполняют эти функции, — говорит Дмитрий Лютягин. — А в случае, если не будет определенного согласия, то тогда уже будут подключаться независимые директора. Но если говорить непосредственно о том, в какую сторону будет направляться деятельность компании, то это будет зависеть от генерального директора, который будет избран уже в ближайшее время. Но в любом случае желание российской стороны, чтобы ТНК-ВР развивала международную экспансию, присутствует».
Дмитрий Александров в этом практически уверен: «Если рассматривать кандидатуры, которые вошли в совет директоров, в том числе Герхарда Шредера, то понятно, что прежде всего предполагаются крупные проекты непосредственно в Европе, Центральной и Западной. И в принципе компания ТНК-ВР будет гораздо больше ориентироваться на внешние проекты, а не только на развитие бизнеса внутри России».
Впрочем, у Александра Штока есть еще одна версия: «Заполучив бывшего канцлера ФРГ в совет директоров, ТНК-ВР рассчитывает на большую лояльность к своей деятельности со стороны российских властей. Кроме того, через тот же СЕГ, Шредер близок к руководству «Газпрома», что немаловажно для ТНК-ВР, которая уже больше года не может продать российскому газовому холдингу Ковыктинское газо-конденсатное месторождение. В итоге сегодня эта сделка оказалась на грани срыва, что грозит ТНК-ВР отзывом лицензии на освоение Ковыкты. Вполне возможно, что Шредер поспособствует разрешению ситуации с Ковыктинским месторождением. Он либо ускорит процесс заключения сделки, либо попытается убедить Москву не торопиться с отзывом лицензии на освоение месторождения у ТНК-ВР».
Комментарии