Банки России долго не протянут на государственных кредитах?

На модерации Отложенный

Сейчас уже не идет речи о том, что выделенные государством деньги где-то застряли. Самый большой объем средств действительно выделен только трем банкам, но деньги, предназначенные даже более широкому кругу банков, которых насчитывается свыше ста, все равно не пробивают "тромбы" кредитования. Это происходит потому, что поддержана лишь текущая ликвидность банков, а долгосрочных кредитов никто никому не давал. Были выделены только "короткие" деньги: девятидневные, пятинедельные, трехмесячные, шестимесячные. Ну и что? Кто на них будет кого-то кредитовать?

Банки поддержали ликвидность и в какой-то части даже стали отказываться от этих денег. Они зачастую возвращают их досрочно и говорят: нам не нужны такие кредиты, да еще за такую цену. А свои деньги они из банка никуда не выпускают. Ведь они не знают, что будет завтра. Они не могут гарантировать, как поведут себя контрагенты в непредсказуемой обстановке.

Поэтому основная функция государственных ведомств по поддержанию финансовой стабильности должна заключаться не только в том, чтобы подкреплять ликвидность, но, скорее, в том, чтобы объяснять банкам политику на предстоящий период.

Многие банкиры, например, до сих пор не могут понять смысла повышения ставки рефинансирования на фоне острейшего дефицита кредитов.
Ведь всем хорошо известно, что классический прием борьбы с кризисом – снижение ставки. Конечно, можно говорить о том, что стимулирование предприятий через облегчение условий кредитования чревато инфляционным эффектом. Однако наибольший такой эффект дают, прежде всего, средства госбюджета, "вкачиваемые" в предприятия напрямую, а также повышение тарифов. Средства же, попадающие к предприятиям через кредитный рынок, наоборот, стимулируют их развитие, создают платежеспособный спрос и способствуют росту занятости населения.

Поэтому надо выбирать: либо мы хотим роста экономики, либо – стагфляцию. Реальное снижение инфляции мы бы давно уже получили, если бы на протяжении стольких лет не боролись с ней за счет кредитного рынка! Тогда бы мы имели не 10% и не 13% инфляции, а 5% - 6%. Мы же, сохраняя высокие внутренние ставки, "вытолкнули" предприятия и банки на внешний рынок кредитования. При этом многие кредитные организации, заимствуя за рубежом под низкие ставки, раздавали эти деньги на внутреннем рынке под совершенно другие проценты.

Гарегин Тосунян