Как нам обустроить Россию?
Накануне Нового года в коллекторе, в который заключена московская река Пресня, обнаружились трещины. В коллектор этот, наверное, никто бы и не заглянул. Но пошли трещинами и начали проседать несколько домов в округе, включая новый, "точечно-элитный"; не исключено, что из-за него все и случилось. Однако вот что любопытно: коллектор построен в 1905 году, в начале 1940-х его собирались ремонтировать, помешала война, а после войны - шестьдесят лет! - никому, похоже, не было до него дела. В 1905-м, между прочим, в стране происходила революция, в Москве - крупная политическая стачка и вооруженное восстание, а московская управа не имела тех средств, которыми располагает сегодня мэрия (столицей-то был Петербург). Однако коллектор построили - и так, что он работает без ремонта сто лет.
Разруха, как и модернизация, и инновации, - они не в канализационной трубе заключены, а в головах. Булгаковский профессор Преображенский сказал об этом более чем определенно.
Отремонтировать коллектор - это и есть простая модернизация для конкретного района. А если для ремонта нужны новые технологии, их можно попросту купить. По лицензии. Так, как это делали и делают Корея, Индонезия, Малайзия, Тайвань, Китай. Россия имперская, наконец. Это касается, конечно, не только канализации и не столько ее. Нужны простые, понятные и адекватные решения - везде. И не надо чванства. Ведь изобретений новых отечественных Кулибиных можно ждать десятилетиями, не говоря уж о том, что их нужно еще и внедрять.
В истории много естественных циклов: марксов, "кондратьевская волна", цикл развития технологий. И каждый из них предполагает кризисы. А кризис - это не только экономический спад и психологическая депрессия. Это еще и возможности, иногда весьма немалые. Вспомним 1998 год: новые товары и новые идеи появились на рынке за считанные месяцы.
Курс "нулевых" - наведение порядка, концентрация ресурсов, переход к развитию - сегодня совсем не "обнулился". Главная альтернатива на самом деле прежняя: либо национальная конкурентоспособность, либо утрата реального суверенитета.
С текущими кранами и треснувшими коллекторами конкурентоспособной экономики точно не будет. Как не было ее до сих пор.
Катастрофа произошла в известное застойное десятилетие: национальная экономика, стагнируя, превратилась в сырьевую. С 1970 по 1980 год Советский Союз увеличил продажу нефти с 66,8 до 119,1 млн тонн, газа - с 3,3 до 54,2 млрд кубометров, а доля энергоносителей в объеме экспорта увеличилась с 15,6% до 46,9%.
Динамика развития все более зависела не от производительности труда, а от ресурсов, подаренных природой.
Что можно делать с ресурсами в непростые времена? "Сберегать" (относительный, очень консервативный прогресс) или "разбазаривать" (деградация). "Экономика должна быть экономной" - этот столь любимый Леонидом Брежневым лозунг должен был вернуть сограждан к реальности и привести к хотя бы минимальной модернизации - "модернизации сбережения".
Сберегать. Это простая и очень здравая идея. В 70-е она с большим скрипом, но работала. Сегодня она вновь очень актуальна. Энергоемкость российского ВВП к 1998 году увеличилась на 30% по сравнению с 1975 годом (хотя и тогда была огромной) и с тех пор очень медленно снижается. По данным Института энергетических исследований РАН, потенциал энергосбережения составляет сегодня 40-45% всего потребления. Что это означает? Что из 10 тонн условного топлива 4 сжигается впустую. Неудивительно, что президент Дмитрий Медведев потребовал снизить энергоемкость ВВП к 2020 году на 40% по сравнению с 2007-м.
Можно ли не сжигать одну "лишнюю" тонну из 10? Две? А почему нет? В сфере энергосбережения внедрение инновационных технологий - вовсе не бином Ньютона. Если в России используются паровые турбины с КПД 35%, а в мире - парогазовые с КПД до 60%, кто мешает просто купить и установить их? Если в мире работает 40 млн современных тепловых насосов, а в России 140 штук (!), почему не закуплены лицензии и оборудование для их производства? Где датчики воды? Где системы регулирования температуры? Где современные системы освещения, весьма отличающиеся не только от "лампочки Ильича", но и от "лампочки Борисыча"?
Фрейд говорит нам: всегда, когда человечество выходит из состояния варварства, "принцип удовольствия" (стремление к потреблению во всех видах, попросту говоря) в той или иной форме подчиняется "принципу реальности" (жизнь в соответствии с адекватной оценкой ресурсов и возможностей). Это, несомненно, насилие. А значит, по Фрейду, любая цивилизация "репрессивна". Подчинимся необходимым репрессиям. Починим канализацию, наконец.
Дмитрий Орлов
Комментарии
Взять хотя бы счётчики. Ясно, что их установка невыгодна поставщикам газа, воды, тепла. Им интереснее начислять оплату, исходя их норматива, который легко можно утвердить в органе власти (легко=недорого).
А в норматив заложить неплатежи, потери и \"инвестиционную составляющую\", то есть на \"Лексус\".
И вот этот простой вопрос - счётчики, не решается в России. Никак. Одна болтовня.