Газовые войны - новая телетрадиция российского Нового года?

На модерации Отложенный

«У нас есть традиция: каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню», - это классическая фраза из культовой советской новогодней комедии «Ирония судьбы». Впервые фильм вышел на киноэкран в 1975 году, и с тех пор его демонстрация по телевидению стала таким же неотъемлемым элементом новогоднего праздника, как елка.

Чем длиннее становятся новогодние каникулы и чем больше становится телеканалов, тем более ностальгический характер приобретает главная российская новогодняя забава: смотрение телевизора. Эфир конкурирующих каналов в этот десяток дней заполняется одними и теми же старыми советскими фильмами. Один телекритик насчитал четыре показа «Чародеев», трех «Д’Артаньянов». «Соломенную шляпку» в какой-то из дней демонстрировали три разные станции.

Для меня лично минувшие праздники прошли под знаком сериала о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. В какое бы время суток я не включал телевизор, непременно на каком-нибудь канале натыкался на этот сериал, первая часть которого вышла в 1979 году. Это очень удобно: можно безболезненно заснуть, отвлечься на другие дела, выйти на прогулку с собакой – все равно, включив в другое время другой канал, обнаружишь тех же персонажей и те же сюжеты.

В общем, народ мы консервативный; если уж что нам однажды понравилось – то это навсегда.
Кажется, в этом году в России родилась новая новогодняя традиция: газовые войны с Украиной.

Первый такой конфликт случился в ночь с 2005 на 2006 год. На рубеже 2008-2009 повторился, оставив ощущение захватывающего действа. Вспомните: 31 декабря. Вы заняты предпраздничными приготовлениями, фоном на экране у кого «Ирония судьбы», у кого «Чародеи», и вдруг по экрану бегущей строкой вам объявляют, что через столько-то минут в эфир выйдет экстренный выпуск новостей. Ваши первые мысли: теракт, война с Грузией, или же: президент назначил нового премьера, или же: рухнул рубль (доллар).

Вместо этого ведущие экстренно информируют, что переговоры между Украиной и Россией о цене на газ продолжаются. И так весь вечер. Но вот за полчаса до наступления Нового года, когда напряжение уже во всех смыслах достигает пиковых значений, бегущая строка сообщает вам, что договоренности по ценам достигнуть не удалось и украинская делегация покинула переговоры. Вы с облегчением выпиваете бокал шампанского. А сколь приятно вспомнить наутро, как тревожно все начиналось, и каким пшиком закончилось! Вот вам и рождение современной традиции.

Зато европейскую публику наша новая традиция, уверен, ввергнет в жесточайшую ностальгию. «Распад СССР – это величайшая геополитическая катастрофа 20 века», - наверняка не раз, стуча зубами от холода, повторяли они давнюю фразу Путина, тепло вспоминая о временах «холодной войны», когда стороны грозили друг другу «Першингами» и СС-20, СССР вторгался в Афганистан, а США в отместку создавали «Аль-Каиду», но газ в любое время года, даже в новогоднюю ночь, тек беспрепятственно с Востока на Запад по территории Украины. Одного пожилого генсека труба еще выдерживала, а вот четырех молодых демократических начальников на две страны уже нет.

Следя за газовыми новостями наступившего года, я почему-то больше всего сочувствовал именно российским лидерам. Да, конечно, европейцы мерзнут, но мерзнут, по крайней мере, в рабочее время. Нашим же руководителям приходилось заниматься их проблемами в свои выходные дни, что не могло не отвлекать от просмотра любимых старых фильмов. Надеюсь, по крайней мере, они сообразили, что «Шерлока Холмса» в новогодне-рождественский период можно смотреть, почти не отрываясь от вершения судеб мира.

Алексей Панкин