Что будет с инвестициями россиян в 2009 году?

На модерации Отложенный

Високосный 2008 год, который скорее всего станет таким же нарицательным для россиян, как и приснопамятный дефолтный 1998-й, наконец-то закончился. А жизнь продолжается. И сейчас всех интересует, чего нам ждать в 2009-м. Например, что будет с банковскими вкладами? Или: каков наиболее вероятный сценарий для фондового рынка, а соответственно, чего стоит ждать владельцам паев в ПИФах и долей в ОФБУ? Правда, скажем сразу, и тут от макроэкономики далеко уйти не удастся, поскольку на величину ставок по тем же вкладам напрямую будет влиять хотя бы та же самая инфляция.

Процент рубль бережет

Российские банкиры еще не скоро забудут осень ушедшего уже года, когда наши сограждане кинулись спасать свои рубли из банков. И забрали осенью в общей сложности примерно 360 млрд. рублей. Или около 6% общего объема депозитов.

Единственным оружием банковской системы против этого массового явления в условиях, когда финансовые власти предпочитали не замечать проблему, стало повышение ставок по депозитам для физических лиц.

На увеличение вознаграждения по вкладам пошли как крупнейшие банки, входящие в ТОР-50, так и средние и даже самые маленькие. У банковских тяжеловесов ставки по рублевым вкладам поднялись с 9,5% в начале года до 12—13% годовых к ноябрю-декабрю. У середнячков и кредитных организаций третьего эшелона повышение доходности по вкладам оказалось более масштабным. И сейчас в этом секторе рынка максимальные ставки для депозитов на срок от года составляют: по рублевым вкладам — до 15,5—17%, по вкладам в долларах — до 14%, а в евро достигают 12—13,5% годовых.

Меры реагирования банковского сообщества, с одной стороны, и отсутствие внятных реальных альтернатив для физических лиц — с другой, привели к тому, что в декабре, по данным ЦБ РФ, почти половина снятых ранее денег (около 180 млрд. рублей) вернулись в прежний статус банковских депозитов. Правда, приученные быть осторожными, россияне стали больше вкладов оформлять не в отечественных рублях, а в иностранной валюте. Так, по данным все той же организации, доля валютных вкладов составила на конец декабря уже около 20% против 12,9% в начале года.

Как полагают некоторые эксперты, в наступившем году нынешние ставки по депозитам — далеко не предельные значения. Банк России может продолжить политику повышения ставки рефинансирования, хотя и в гораздо менее масштабном диапазоне по сравнению с прошедшей осенью. Но это даже не столь значимо, как продолжающаяся девальвация рубля. Хотя и тут резких движений вряд ли стоит ожидать, поскольку курс рубля по отношению к мировым валютам становится уже не столько экономическим показателем, сколько фактором, определяющим социальную стабильность внутри страны.

Дальнейший рост процентов по депозитам будет далеко не во всех банках. Тот самый середняк, который сейчас предлагает максимум из имеющегося на рынке, похоже, уже исчерпал все имеющиеся у него лимиты. И теперь к нему будут потихоньку подтягивать свои ставки тяжеловесы банковского сектора.

Будет разниться динамика процентных ставок, наверное, и в зависимости от вида депозитов. По валютным вкладам рост ставок будет менее значительным. Если учесть, что самые серьезные кредитные организации до сих пор предлагают вклады по доллару и евро в диапазоне от 5% до 7,5% годовых, вряд ли они поднимут проценты выше 9% годовых. А середняки, которые сейчас готовы принимать доллары на депозиты аж под 12%, к середине второго квартала могут даже немного опустить ставки по новым депозитам. И все равно с учетом ожидаемого по итогам года ослабления рубля к доллару и евро на 15—20% в пересчете на рублевую доходность эти вклады останутся самыми выгодными. Главное, что следует помнить гражданам, несущим свои накопления в банки, — гарантии государства распространяются на вклады, общий объем которых в одном банке не превышает 700 тысяч в рублевом исчислении. Ну а про то, что депозит можно оформить только в кредитной организации, входящей в систему страхования вкладов, наверное, и напоминать не надо.

“Поле чудес в стране дорогой”

На фондовом рынке ситуация не столь определенная, как в банковском секторе. “Русское чудо”, которое несколько последних лет демонстрировало фантастическую доходность и заставило было поверить, что поле чудес существует не только в сказке, сдулось и опало. И россияне, ставшие участниками рынка коллективных инвестиций, почувствовали себя настоящими Буратино, которых жестоко обманули какие-то кот и лиса, пожелавшие остаться неизвестными.

Если еще в первой половине 2008-го фондовый рынок продолжал являть собой радужную картину и по динамике развития входил в пятерку лучших во всем мире, то к концу года в этом секторе мы опять входили в пятерку, но уже с другой стороны: как демонстрирующие наихудшие показатели.

С рекордного показателя индекса РТС в 2488 пунктов в мае мы скатились до 632 пунктов на последних торгах, просев аж на 75%. А ведь это еще показатели относительного роста к концу года. Если учесть, что во второй половине октября индекс РТС падал до 549 пунктов, то тогда снижение было гораздо более значительным — до 80%.

Совершенно логично, что паевые инвестиционные фонды — основной инструмент для физических лиц на фондовом рынке — также продемонстрировали антирекорды. Причем насколько в прошлые годы были значимыми положительные достижения, настолько же впечатляют и отрицательные. Если, к примеру, как подсчитали специалисты, в 2005 году средняя доходность открытых ПИФов акций по итогам года составила +56,34%, то по результатам прошедшего года средняя доходность в этом секторе оказалась рекордно отрицательной: -67%. Таковы данные Национальной лиги управляющих по результатам 11 месяцев. Это без учета декабря, но вряд ли он как-то кардинально изменил ситуацию на рынке в целом. Правда, на фоне антирекордов нашлись ПИФы, которые показали положительную динамику стоимости пая (как правило, это были денежные фонды), но в пересчете на реальную доходность с учетом инфляции и у них показатели ушли в отрицательную зону. Так, например, за 11 месяцев наивысший прирост стоимости пая в одном ПИФе составил 6,04%, а инфляция по состоянию на 29 декабря, только по официальным данным, достигла с начала года 13,3%. Антирекорд с января по конец ноября поставил один из фондов телекоммуникаций — почти -85%.

Впрочем, как говорит русская народная мудрость, кто старое помянет, тому глаз вон (а кто забудет, тому — оба). Сейчас самое время подумать о том, как будет развиваться ситуация дальше.

Скорее всего все первое полугодие 2009-го мы все еще будем продолжать пожинать плоды кризиса. Не исключен вариант и того, что деловая активность в первом квартале будет чрезвычайно низкой, поскольку игроки будут выжидать, куда в итоге подует ветер на мировых рынках. И ситуация на нашем фондовом рынке будет зависеть не столько от положения дел внутри страны и состояния отечественной экономики, сколько от внешних факторов, из которых наиболее важный — динамика цен на нефть.

Аналитики ведущих мировых компаний скорее склонны считать, что стоимость барреля по итогам 2009-го составит от 50 до 60 долларов. При этом они не исключают и такого развития событий, что в первой половине года “черное золото” будет дешеветь, и называют в качестве ориентиров для нижней точки уровень в $23—25 за баррель. Это может вызвать на российском фондовом рынке очередные поиски нового дна. И не исключен вариант, что в этом случае индекс РТС снизится до уровня в 450—500 пунктов. Понятно, что при таком варианте развития событий стоимость паев большинства ПИФов акций будет демонстрировать отрицательную динамику.

Правда, как уверены те же эксперты, со второй половины 2009 года может начаться с высокой степенью вероятности подъем мировой экономики — и отечественный фондовый рынок развернется в положительную сторону. По итогам года в зависимости от негативного, среднеоптимистичного или оптимистичного сценария индекс РТС может достигнуть соответственно 900, 1000 или даже 1500 пунктов. Правда, последняя цифра выглядит сейчас очень маловероятной.

Как уверяют аналитики, как правило, после разворота в положительную сторону средний рост на развитых рынках после обвала и “медвежьей болезни” в течение последующих 5 лет составлял в среднем около 240% от нижних значений. Для развивающихся рынков, к которым относится и российский, этот показатель еще более масштабен. За тот же период инвесторы на emerging markets увеличивали свои капиталы примерно в 7 раз. Причем чем глубже падал развивающийся рынок и, соответственно, чем более дешев он был на минимуме, тем больший рост он показывал, когда заканчивалась черная полоса. Ну а российский рынок сейчас является одним из самых дешевых в мире. И, как следствие, одним из самых недооцененных. А потому — потенциально одним из самых перспективных.

В любом случае те, кто инвестировал свои действительно свободные деньги, о чем неоднократно предупреждал “МК”, и сделал это, ориентируясь на длительный срок, уже через два-три года могут оказаться в значительном выигрыше.

Александр Гришин