Как эксперты будут контролировать транзит газа?

На модерации Отложенный

Несмотря на то что наконец-то сформирована европейская комиссия по мониторингу за транзитом российского “голубого топлива” в Европу, ситуация еще далека от завершения. Как выяснил “МК”, подписанные в Киеве “транзитные” документы на вчерашний день еще не были показаны российской стороне. А в них скорее всего окажутся неприятные для России моменты… Между тем наша газета узнала, каким образом намереваются мониторить газовый транзит, — об этом нам рассказала официальный представитель Еврокомиссии. Операция будет напоминать военную: в ней на украинской территории экстренно задействуют пять “десантных” групп наблюдателей…

В ночь с субботы на воскресенье из Киева пришло сообщение, что премьер-министр Украины Юлия Тимошенко подписала протокол по контролю за транзитом газа. Но под каким именно документом поставила свою подпись бывшая “газовая принцесса”, в течение всего дня оставалось неизвестным.

Поставки российского газа в Европу могут возобновиться уже сегодня после полудня. Отслеживать их будет группа контролеров, сформированная из специалистов стран Европы, Украины и России. Подробности нам поведала официальный представитель Еврокомиссии Наталья ШАРБОННО. 

— Миссия по мониторингу на Украине решила разбиться на 5 групп. Две отправятся на восток Украины, в районы, где соединяются российские и украинские газовые сети. Первая из этих групп в ближайшие часы выедет в Сумскую область на автотранспорте, вторая вылетит в район Новопскова, чтобы следить за входными пунктами российского газа на украинскую территорию. Третья группа будет находиться в центральном распределительном центре Укртрансгаза и сравнивать его данные с получаемыми на входных пунктах. Четвертая и пятая группы отправятся на Запад, в Ужгород, чтобы мониторить выходные пункты газопровода.

— Сколько человек вошло в мониторинговую группу?

— Глава миссии Филип Корнелис уже прибыл в Россию, чтобы обсудить с российскими партнерами все детали относительно размещения миссии наблюдателей на российской территории. В украинскую делегацию вошли дополнительно 12 экспертов, которые прилетели в Киев ночью в воскресенье. Общее число наблюдательной миссии Еврокомиссии в Украине — 15 экспертов и 2 высокопоставленных европейских чиновника. Еще 3 эксперта и 2 представителя Еврокомиссии в ближайшие часы прилетят в Москву… 

Как следует из текста “Порядка/правил мониторинга транзита природного газа через Украину”, размещенного на сайте ОАО “Газпром”, Европу будут представлять специалисты из Франции (компания GdF Suez S.A), Германии (E.ON Ruhrgas AG), Словакии, Чехии, Австрии, Италии, Венгрии, Болгарии, Греции, Молдавии и Норвегии. Вместе с тем вчера днем пресс-служба украинского президента распространила сообщение, в котором говорилось: в группу мониторинга войдут до 75 человек: по 25 экспертов от Украины и России, а остальные — от европейских компаний. По версии украинской стороны, наблюдатели будут задействованы и на пяти газоизмерительных российских станциях (Сохрановка — Суджа — Писаревка — Валуйки — Платово).

О том, как технически будет осуществляться контроль, “МК” рассказал Геннадий ШМАЛЬ, президент Союза нефтегазопромышленников России:

— Проверить, сколько газа входит на территорию Украины и сколько потом выходит, очень просто.

На входе, как и на выходе, есть компрессорные станции, на которых и будут работать наблюдатели. Данные с приборов показывают давление. Опираясь на эти данные, рассчитывают объем поступающего газа. Так, сняв объем на входе на территорию Украины, наблюдатель сообщит его своему коллеге, например, на границе Украины с Венгрией — и все станет понятно. Другое дело, что по ходу движения газа происходит расход на так называемые собственные нужды (не Украины, а именно для продвижения сырья). Но их знает любой специалист. Думаю, что проблем не будет никаких. Это достаточно строгий контроль…

Но вернемся к неясностям с протоколом, подписанным Юлией Тимошенко. Комментируя его подписание, она особо отметила, что украинская сторона внесла в него 5 пунктов, которые “являются важными для Украины”:

— Пункт первый — Украина была и остается надежным транзитером газа и не останавливала поставки газа в Европу. Второй — Украина с 1 января 2009 г. не брала несанкционированный газ, весь газ был доставлен в Европу. Третий — Украина не должник и до копейки рассчиталась за 2008 г. Четвертый — Украина была инициатором приглашения международных экспертов для контроля за украинской ГТС… Пункт пятый — мы были и остаемся конструктивной стороной в переговорах с РФ до подписания соглашения на 2009 г. или стратегического соглашения на базе меморандума, подписанного в октябре 2008 г.

Здесь что ни тезис — то повод для раздумий. Хотя бы пункт о том, что “Нафтогаз” рассчитался до копейки… Или тезис о “конструктивности” — напомним, что украинская делегация 30 декабря снялась с места и улетела в Киев, оставив переговорщиков от “Газпрома” за пустым столом.

К тому же есть и еще одно принципиальное разногласие. Украинский премьер считает, что комиссия по мониторингу будет работать не дольше 1 месяца. Российская сторона настаивает на максимально продолжительном сроке, не оговаривая временных рамок.

“В “Газпроме” не получили пока даже факсимильной копии документа, подписанного ночью в Киеве. Мы исходим из того, что “Порядок мониторинга…” должен был быть подписан именно в том виде, в каком его подписала российская сторона и парафировала Чехия”, — заявили “МК” в Управлении информации ОАО “Газпром”. И эта позиция вполне логична — мало ли кто что может дописать в документ в качестве послесловия. Во всяком случае, российский поставщик газа явно не будет признавать пункты, заявленные Тимошенко, поскольку тогда он должен будет признать себя заранее виновным во всем, что вытворял “Нафтогаз”. Предложения украинской стороны не могут считаться внесенными в протокол до тех пор, пока с ними не согласятся все стороны-подписанты. По большому счету может оказаться так, что в реальности единого документа, подписанного всеми сторонами, на данный момент не существует. Так что нынешний вздох облегчения скорее всего окажется лишь передышкой в грядущих газовых схватках.

Александр Гришин, Алексей Анищук, Юлия Шестоперова