История России - это чередование запоев?
На модерации
Отложенный
В нефтяном запое мы непременно дошли бы до необратимой катастрофы. Но кризис разразился достаточно своевременно, чтобы страна успела отрезветь и взяться за дело. Хотя пока признаков протрезвления, увы, не наблюдается.
После бессмысленно затянувшихся праздников самое время поговорить о похмелье. Впрочем, речь в данном случае пойдет не столько о вреде пьянства, хоть эта тема и остается вечно актуальной на Руси. Сколько о том, почему история нашей страны на протяжении последних трех веков и вплоть до наших дней состоит, по существу, из чередования своего рода запоев – державных, территориальных, идеологических, геополитических – и тяжелых, длительных похмелий, толкающих на очередной запой.
Русское народное сознание эмпирическим путем нащупало было спасительную пропорцию между пьянством и трезвостью – «Пей да дело разумей» или «Пьян да умен – два угодья в нем». Но на практике эта пропорция почти никогда не соблюдалась, поскольку она требовала личностной дисциплины и самостоятельного мышления. А с этим в стране затянувшегося крепостничества всегда было неблагополучно.
В результате подвиги, совершавшиеся народом-богоносцем в состоянии разного рода запоев, были, как правило, бессмысленными, как с точки зрения целей этих подвигов, так и с точки зрения их результатов.
Классической, если не исчерпывающей иллюстрацией этого утверждения служит хрестоматийное повествование Лескова о русском техническом гении по имени Левша. Все знают, что Левша подковал аглицкую блоху, умевшую танцевать минувет. Многие – не без тайной гордости за нечеловеческую выносливость русских мастеровых – помнят, что Левша подковал блоху в состоянии чудовищного запоя. Но почему-то лишь редкие читатели Лескова обращают внимание на то, что история с блохой началась с самодурской фанаберии казацкого атамана Платова, возжелавшего утереть нос англичанам. И что кончилась эта история тем, что русский умелец Левша, гениально, без всякого мелкоскопа подковавший блоху, по существу, никому нос не утер, ибо, попросту говоря, испортил тончайший механизм, созданный его английским коллегой. Ведь подкованная блоха полностью утратила способность не только минувет танцевать, но и вообще двигаться.
Так скажите, ради всего святого, кому и какая от этого подвига была польза и слава?
Ну а сам Левша, помнится, был в поощрение отправлен в Англию на, как бы сегодня выразились, научно-производственный практикум, там снова впал в запой, разбил себе голову и скончался по возвращении на родину. Правда, перед смертью он успел поделиться важной – действительно важной – технической информацией, попросив передать государю-императору, что англичане ружья кирпичом не чистят. Ибо от этого точность ружейного боя снижается. Но этот совет был пропущен мимо ушей, вследствие чего мы и проиграли, как известно, Крымскую войну.
Объективности ради уточним, что в самодержавных запоях население России по очевидным причинам активного участия не принимало, хотя от государственного похмелья страдало невыносимо. Особенно когда после территориально-державного запоя Российская империя застыла в нечеловеческом, абсурдном пространстве от Варшавы до Камчатки и от Лапландии до Самарканда.
Это пространство априори не поддавалось никакому комфортному, человеческому обустройству. В этом смысле Россия во всех своих территориальных ипостасях, включая сегодняшнюю, была и остается не страной, пригодной для повседневной и удобной жизни людей, а своего рода зиккуратом, пирамидой, смысл существования которой заключается в ее величии.
Ну а дальнейшая история России прямо-таки вопиет о необходимости следовать народной мудрости, которая требует сохранять способность к умственным усилиям в период потребления не только спиртных напитков, но, в первую очередь, разного рода эйфорических идей.
В недоброй памяти семнадцатом году большинство населения России упивалось сначала изысканными напитками европейской выдержки под названиями «Свобода», «Равенство» и «Братство», а потом с еще большим удовольствием перешло к потреблению отечественного самогона под нехитрым, а потому более доступным пониманию российского большинства брендом «Грабь награбленное».
Похмелье, помнится, было мучительным, ужасным и затянулось на долгие семьдесят лет, в течение которых похмельный синдром стал для многих наших граждан настолько привычным, что они и сегодня хотели бы вернуться в сталинский зиккурат.
Тем более что они приучились смягчать мучения этого синдрома пьянящими суррогатами в виде демонстрации Западу «кузькиной матери», изготовления ракет и перекрытия Енисея.
Однако этих суррогатов надолго не хватило по той очевидной причине, что советская пирамида стала на глазах у всех давать трещины.
И настрадавшееся за время долгой абстиненции население Советского Союза и, разумеется, прежде всего России, как первой среди равных, ударилось в новый запой с неумеренным потреблением абсолютно неизвестных им ранее напитков под названиями «Демократия», «Права человека» и «Рыночная экономика». Тем, кто считал себя гурманами, подавался особо изысканный напиток, который назывался «Невидимая рука рынка».
На этот раз запой был коллективным, как и все поступки советских людей. А тем, кто сегодня сетует на «крупнейшую геополитическую катастрофу ХХ века», можно ответить: если бы вы тогда действительно и сознательно хотели спасти от развала Советский Союз, то что в таком случае вам мешало выйти на улицы в том же количестве, что и доморощенные любители демократии на халяву? Ах, пьяны были, не соображали? Тогда помалкивайте. Тем более что уж вам-то лично эта катастрофа принесла немало дивидендов.
Ну а дальше было как всегда. Наступило похмелье, а потом практически сразу же выяснилось, что ставшие вдруг дефицитными напитки «Демократия», «Права человека» и «Рыночная экономика» необходимо изготовлять самим, причем скрупулезно следуя технологии оригинала. Но, скажите, кто же в России этим станет заниматься, да еще с похмелья?
А тут еще синдром брошенной жены покоя не дает, олигархи, дефолт, а главное – умаление российского величия. Перестали Россию бояться. А без этого, как это знает каждый истинный русский патриот, никто ее уважать не будет, поскольку ежели не из-под палки, то уважать ее не за что. Безнадежное похмелье, одним словом.
И тут нам подфартило. Как вы догадываетесь, с ценами на нефть, которую мы давно уже воспринимаем не только как костыль, помогающий нам встать с колен, но и как скатерть-самобранку, способную вечно кормить нас по щучьему велению и по дуумвиратскому хотению.
Ну, тут уж запой начался, сами знаете, какой!
По сравнению с нашим нефтяным запоем лукулловы оргии выглядят невинным пионерским пикником с печеной картошкой. Причем на этот раз впервые, можно сказать, в истории многострадальной России перепало почти всем.
Кому, разумеется, «Бентли», а кому праворульная «японка», кому Гавайи, а кому Анталья, кому бутылка Glenlivet 1943 Gordon & MacPhail, а кому – «Абсолюта», но западными ценностями практически никто из россиян не был обойден. И то сказать – они потребляют, потребляют, а мы должны, по их мнению, тюрей питаться? Не выйдет!
А когда мы в своей запойной эйфории вышли на первое место в мире по количеству яхт, недвижимости в Лондоне и по размерам гонораров западным звездам за выступление на дне рождения какой-нибудь олигархической собачки, нам по привычке захотелось величия. Другими словами,
когда наша элита спьяну почувствовала себя столбовым дворянством, ей немедленно захотелось стать морской владычицей, и чтобы Евросоюз и очередной американский президент служили у нее на посылках.
И все-таки всевышний, видимо, любит Россию. Иначе в нашем нефтяном запое мы допрыгались бы до необратимой катастрофы. Но, слава богу, кризис разразился достаточно своевременно, чтобы не потерять своего педагогического характера и в который уже раз за нашу историю напомнить нам о необходимости «разуметь свое дело» даже в состоянии подпития.
Правда, пока признаков протрезвления в России не наблюдается. В преддверии неизбежного, тяжелого и затяжного похмелья мы продолжаем искренне верить в то, что кризис устроили завидующие нам американцы, чтобы сбить цены на нефть. При этом к такой точке зрения наших нынешних руководителей примкнул даже Михаил Сергеевич Горбачев, который заявил недавно, что Советский Союз был погублен не путчистами, не ЦРУ и даже не «агентурой влияния», а падением цен на нефть, вызванным антисоветским сговором между США и Саудовской Аравией. Причем верит он в эту новую версию столь же истово, сколь верил двадцать лет назад в то, что советское автомобилестроение способно за два года стать законодателем мировой автомобильной моды.
Что поделаешь, в запойный период в России танцуют все. А вот думают немногие…
И все-таки, может быть, не стоит сейчас «подковывать аглицких блох», пытаясь одновременно диктовать линию поведения Бараку Обаме, строить трансокеанские каналы в Никарагуа, разрабатывать нефтяные месторождения в Венесуэле, заниматься личным обогащением Эдуарда Кокойты и в очередной раз хватать Украину за газовый подол?
А, говоря проще, может, нам всем перечитать – или, не исключено, прочитать впервые – проницательного Лескова? Глядишь, после этого и до обустройства самой России додумаемся.
Не прибегая к опохмелению.
Борис Туманов
Комментарии
Миленько, очень миленько. Это, типа, прозрачный намек, что в России станет комфортно жить, когда она ужмется до размеров Московского княжества?