Как заставить ответить за кризис тех, кто его устроил?

На модерации Отложенный

Дорогие друзья, читатели, товарищи и господа! От всей души поздравляю вас с Новым годом, искренне желаю счастья и здоровья, а также всяческих успехов. Что бы ни оказалось в новогоднюю ночь на вашем праздничном столе – устрицы из Лозанны, тазик оливье или шиш с маслом, – думаю, что не ошибусь, если предположу, что рано или поздно вы или ваши гости затронете тему кризиса. Тем не сильно праздничная. Но никуда от нее, к сожалению, не денешься. Такова уж наша жизнь. Так вот, к новогоднему столу мой вам антикризисный рецепт.

Вы кушайте, а я буду пока рассказывать.

Нет денег, жалуются все вокруг. Думаю, что многие из вас слышали такие разговоры не только от друзей, знакомых или родственников, но и от начальства на работе, от хозяев предприятий, всевозможных директоров и менеджеров. Нет денег – поэтому мы урезаем вам зарплату. Нет денег – поэтому мы сокращаем штаты. Нет денег – поэтому мы сокращаем рабочую неделю с соответствующим уменьшением платы. Нет денег – поэтому мы отправляем вас в неоплачиваемый отпуск… Не очень приятно слышать такое перед праздниками, правда? 

Что тут поделаешь, говорите вы? Но ведь директора и хозяева частенько только прикрываются отсутствием денег, чтобы под шумок заплатить работникам поменьше и побольше положить на собственные счета. Как проверить это? Есть проверенный способ – называется «рабочий контроль». Причем не обязательно быть рабочим и трудиться на заводе – для офиса, супермаркета или кафе тоже подойдет. 

Разве не говорили вам хозяева, что «мы – одна команда», что «это и ваше предприятие тоже», что «вы – часть фирмы»? Так вот, суть рабочего контроля в том, что все работники имеют право ознакомиться с бухгалтерскими книгами и делопроизводством компании. Можно выбрать для этого специальный комитет из тех работников, которым вы больше всего доверяете, которые лучше смогут разобраться, дурит вас начальство или нет.

Рабочий контроль означает отмену «коммерческой тайны», но разве должны быть тайной дела компании от ее работников? Тем более при кризисе… 

По бухгалтерским книгам легко подсчитать, сколько у компании реально есть денег, сколько из них достается работникам, а сколько – хозяевам и менеджменту. Не исключено, что по итогам проверки у вас возникнет желание несколько «перераспределить финансовые потоки» в пользу трудового коллектива. И это будет абсолютно справедливым желанием. Почему ваши дети должны проводить Новый год без мандаринов, а дети хозяев и начальства «сходить с ума от того, что им нечего больше хотеть», как пел когда-то Гребенщиков?

Договариваться о том, чтобы выставить требование, нужно в тайне от начальства, заявить о нем начальству всем вместе, в случае невыполнения требования угрожать забастовкой. Не испугаетесь? 

Как я мог подумать? Конечно, я в вас ни секунды не сомневался! Кушайте-кушайте, это еще не весь рецепт.

Второй важный ингредиент нашего новогоднего блюда – захват предприятия… Что с вами? Подавились? Давайте по спине постучу. Не торопитесь, жуйте как следует.

Да, захват предприятия – крайняя мера, но разве мы не в экстремальной ситуации? Надеюсь, вы уже заметили, что хозяева вашей компании – далеко не реинкарнация Сократа и Конфуция. Их власть – не в какой-то особой непостижимой мудрости, а в праве собственности. Именно по этому самому праву собственник определяет, сколько выплатить вам в качестве зарплаты, а сколько положить себе в карман как прибыль. Что же делать, если это распределение вас категорически не устраивает? Или если собственник и вовсе решил выкинуть всех на улицу – в неоплачиваемый отпуск, а самому пока распродавать продукцию, которая осталась на складах? 

Тут единственное средство – захватить самим предприятие и организовать его работу так, чтобы денег всем хватило.

Справитесь? Думаю, что справитесь. Не боги же горшки обжигают, верно?

Чайку? Пейте-пейте. Есть еще третий ингредиент антикризисного рецепта. Национализация капитала. Процедура, кстати, вполне законная, даже международное право ее допускает. Эта мера уже не на отдельном предприятии реализуется, а в масштабах всей страны. Но ведь и кризис-то – явление масштабное. Тут уж без политики не обойдешься.

Национализация без выкупа. Если подумать, то о каком выкупе может идти речь, если все вокруг создано или еще в советское время или, даже если сегодня, все равно трудом работников? Почему бы им не взять все это в свои руки?

Национализация капитала решает те проблемы, которые нельзя решить лишь рабочим контролем или захватом отдельного предприятия. Ведь продукция предприятия может не находить сбыта на рынке. Это не значит, что она вовсе не нужна. Разве не нужны квартиры в домах, которые построены? Конечно, нужны. Но купить их нуждающиеся не могут. Вот и получается, что с одной стороны – люди без жилья, с другой – закрывающиеся стройки и разоряющиеся компании, безработные строители. И так во всех отраслях.

Поэтому если превратить частное и рыночное хозяйство в общественное, государственное, то такие проблемы могут быть легко сняты. Производство и распределение будет в одних руках, а значит, не будет закрытия предприятий и сокращений. 

Что, слишком радикально, говорите вы? Ну, может быть, сейчас для вас это и радикально. Но при кризисе все очень быстро меняется. В том числе и мнение о том, что слишком радикально, а что неизбежно. 

Вот и сами хозяева жизни заговорили, что «свободный рынок» вызвал кризис и не может с ним справиться. Президент Франции Николя Саркози, между прочим, говорит. А ведь еще вчера они, заслышав о том, что рынок неэффективен, крутили пальцем у виска. Времена меняются. Так что не зарекайтесь от радикальных мер. Ведь к радикальным мерам прибегнут в случае чего и капиталисты, только это будет их радикализм, в их пользу, а не в вашу. Фашизм называется.

Нет, я не пугаю, что вы… Я просто предупреждаю. Ведь вы же не верили, когда мы говорили о кризисе. Но в итоге правы оказались мы, а не те, кто рисовал светлое будущее в кредитно-потребительском капиталистическом раю. Так? Вот то-то… Помните, предупрежден – значит вооружен.

Да, нужно помнить, что национализация национализации рознь. Бывает так, что под видом национализации государство лишь берет на себя убытки частного капитала, распределяя их между простыми гражданами, в то время как прибыли остаются в частных руках. Примером тому – практически любая современная госкомпания. Чтобы национализация стала превращением частной собственности в собственность народа, и само государство должно кардинально измениться. Оно должно работать в интересах наемных работников, а не хозяев.

Боитесь революции? Зря. В тех мерах, которые я назвал, нет ничего кровавого или страшного. Это самые простые рецепты облегчения жизни народа при кризисе. И любой, кто не хочет, чтобы кризис превратился в трагедию для простых людей, вынужден будет на них пойти.

К тому же капиталисты, если им нужно, проводят «революции». «Оранжевую», например. Разве мы не имеем право на свою Народную Революцию? Революцию наемных работников. Революцию, которая свергнет организаторов нынешнего кризиса, которые хотят, чтобы мы заплатили за их кризис.

Итак, альтернатива такова. Сокращения, увольнения, урезание зарплат – за кризис ответят работники. Рабочий контроль, захват предприятий, национализация капитала – за кризис ответят капиталисты. Выбирайте!

Да, я считаю, что наступает время радикальных мер. И если мы не предпримем ничего сегодня и сейчас, то, скорее всего, в следующий раз за праздничным столом у нас не окажется тазика с оливье, а может быть и шиш с маслом будет нам не по карману. 

Вот такой новогодний рецепт. Записали? Вот и славно. Если понравится, то поделитесь с друзьями и коллегами – думаю, им тоже пригодится…

Виктор Шапинов