Никто и не заметил, как пришел конец свободного рынка?

На модерации Отложенный

Кредитный кризис, начавшийся летом прошлого года, стал первым громким сигналом к тому, что эпоха правление "невидимой руки рынка" подошла к концу. Однако не все это поняли, и мало кто ожидал, что спустя год кризис обрушит фондовые, кредитные и сырьевые рынки, столкнет мировую экономику в рецессию, пишет газета "Ведомости".

Большинство экономистов и политиков не ожидали грандиозного краха, несмотря на зловещие пророчества Сороса и Рубини. По оценке всемирно известного финансиста, кризис является знамением конца "эпохи кредитной экспансии, основанной на долларе как международной резервной валюте". А Рубини еще в сентябре 2006 года. Крайне точно спрогнозировал спад на рынке недвижимости, глобальный кризис ликвидности, рецессию в США и крах инвестбанков и других крупных финансовых институтов, как ипотечные агентства Fannie Mae и Freddie Mac. Но все остальные продолжали истово верить в свои математические модели, согласно которым финансовый рынок продолжал работать, а все трудности имеют временный характер. Сторонники идей свободного рынка, которыми руководствовались правительства и экономисты многих стран на протяжении последних 25 лет, утверждали, что рынок сам способен эффективно распределять риски. Так, бывший председатель Федеральной резервной системы Алан Гринспэн был категорически против регулирования рынка внебиржевых производных инструментов и хедж-фондов, утверждая, что с их помощью риски переносятся из банковской системы на многочисленных участников рынка и это делает ее гораздо более стабильной.

Наряду с ультрамягкой денежной политики ведущих центробанков, прежде всего ФРС, долгое время удерживавшей базовую ставку на уровне 1% годовых, это и стало причиной возникновения  кредитного пузыря и его разрастания до непомерных размеров.

Дешевые кредиты стимулировали поглощения на заемные средства фондами прямых инвестиций, рост цен на недвижимость, распространение ипотеки для высокорискованных заемщиков, на которых зарабатывали и упаковывавшие их банки, и инвесторы, в эпоху низких ставок жадные до доходности.

Как отмечают эксперты, роковая черта пузыря - уверенность не только в том, что тренд будет продолжаться, но и в том, что он относительно безрисковый. Целый ряд идей которые на протяжении последних лет рассматривались как парадигма современной экономики, оказались несостоятельными.

Теперь мало кто может утверждать, что недвижимость - это самое безопасное вложение денег, что нефть кончается и цены на нее будут только расти, а риски следует секьюритизировать и переложить на тех, кто может его нести.

После того, как игры в свободный рынок привели к огромным потерям, прогнозы которых постоянно растут и уже достигли  2 трлн долл., даже его самые убежденные сторонники, такие как Никола Саркози, который выиграл президентские выборы в 2007 году, обещая порвать с исторической приверженностью Франции госрегулированию. Теперь он заявляет что "идея, что рынки всегда правы, - безумная идея".  

"Идея невмешательства государства умерла. Идея всемогущих рынков умерла", - заявил Саркози в октябре на экстренном саммит лидеров Евросоюза, в ходе которого было объявлено о масштабной господдержке финансового сектора. Даже Джордж Буш признал, что ему пришлось "отказаться от принципов свободного рынка, чтобы спасти рыночную систему".

Чтобы спасти финансовую систему и экономику от краха, власти США пообещали 8,3 трлн долл. Это без учета программы по стимулированию экономики на 800 млрд долл., которую готовит избранный президент Барак Обама. Страны ЕС обещали финансовому сектору более 3 трлн долл. Китай даст экономике 586 млрд долл., а объявленные правительством России меры помощи банкам, компаниям и экономике - 9,85 трлн руб.

Последнюю четверть века считалось, что свободные рынки - самый эффективный механизм распределения ресурсов и рисков, а вмешательство государства в экономику должно быть минимальным. Авторами этого утверждения стали экономисты Чикагского университета, включая нобелевского лауреата Милтона Фридмана. Его воплощали в жизнь Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер; в 1970-1980-е годы США, Великобритания и ряд других стран либерализовали финансовые рынки, что привело к их взрывному росту

Теперь полным ходом идет огосударствление мировой экономики, что в долгосрочной перспективе замедлит экономический рост. По всей видимости, в ближайшие годы политики и экономисты будут искать баланс между рыночными принципами и госконтролем.