Россия погибнет, если власть и народ не научатся разговаривать
На модерации
Отложенный
Даже самый лояльный, самый пропутинский наблюдатель российской жизни не может не видеть, что политическая лодка снова начинает раскачиваться. Марши "несогласных" в обеих столицах, протестные выступления автомобилистов на Дальнем Востоке - это все цветочки. Ягодки начнутся, когда общественный пирог еще немножечко подсохнет в связи с кризисом и делить его станет трудней. Но главное, что за это время - назовем его временем проблем - появилось достаточное количество людей, чем протест стал судьбой и профессией, и тех, чья защита государства от протеста, тоже стала судьбой и профессией. Система потеряла гибкость и стала работать на разлом.
А это значит, что когда современный молодой человек зажигает файер на, допустим, несанкционированном шествии, он уже прекрасно отдает себе отчет, чем это может кончиться лично для него. Однако относится к этому как уже к неизбежному. Как к биографии, в которой есть место и веселому политическому хулиганству, и может статься, выбитым зубам, и даже тюрьме. С судьбой не спорят, ее принимают, тем более, что эпоха, на самом деле, не очень-то предлагает иную самореализацию.
То же самое и с теми, кто выбрал охранительство. Уж забыт и предмет охранения. Труба зовет - бери дубинки, - если служба такая. Бери какие-нибудь оскорбительные плакаты, маски обезьян, полудохлых баранов, - если вы на подхвате, как "Молодая гвардия". Дальше все это сталкивается, схлопывается, выпускает болотные газы.
Когда несогласные с режимом только-только нащупывали идеологию протеста, а ОМОН, например, - нащупывал оптимальную стратегию подавления протеста в городах, нашпигованных телекамерами западных стран, еще можно было как-то лавировать. "Мы погорячились", "Нет, это мы погорячились". Еще была возможность обсуждать пределы допустимого в протесте и пределы допустимого в защите порядка, обсуждать, насколько реально свободны свободные граждане в своем государстве?
Сегодня ситуация принципиально иная. Акторы выходят на позиции безмолвно. Им некуда лавировать. Они ничего не хотят знать друг о друге. Им нечего обсуждать. Первые не спрашивают: почему власть поступила так, а не иначе? Ответ сложился: власть - плохая, там фашисты, коррупционеры, олигархи. Вторые получают зарплату и дорожат контрактом. Может быть, потомки придумают что-нибудь хитрее, а может, государство снова ужесточит свои правила, делая консенсус заведомо невозможным. Ведь договариваться можно только с себе подобным, но если контрагенты протеста или охранительства надевают маски революционного террориста и, соответственно, пропагандиста геббельского типа, договариваться бессмысленно, остается только столкнуться.
На самом деле, так, собственно, и пал Советский Союз - его населению не о чем было говорить со своим государством, так и не дистанцировавшимся от сталинского НКВД. Был один только путь: построить рядом цивилизацию Б и подождать, пока рухнет цивилизация А.
В какой-то степени сегодня ситуация снова повторяется. За 10-15 последних лет цивилизация А так и не предложила идею своего существования во времени и пространстве, не сформулировала представления о правильном и не правильном, об образе будущего, а хуже того, что и об образе настоящего. Хотя бла-бла-бла было предостаточно. "Если мы не сделаем то-то и то-то, то мы погибнем". Но будьте на минуточку ясновидцами: мы сделаем это? Без "если". Сделаем или нет?
Возможно, цивилизации А (в качестве гипотезы), не хватало денег на реальный общенациональный евроремонт, но для того, чтобы стремится, к качественно лучшей гражданской свободе, социальному гуманизму, честному политическому поведению, денег было достаточно, нужно было просто стремится.
А если кому-то и эти разговоры о свободе и гуманизме покажутся чрезмерно пафосными, то самое время посмотреть на экономику цивилизации А. На то, к чему она пришла. Кто в ней работает, как работает, как распределяют заработанное. На сумму теневых правил и не артикулированных договоренностей, составляющих наше бытие.
На мой взгляд, цивилизация А и существует только потому, что рядом нет цивилизации Б. Пока нет. Но кирпичи для цивилизации Б заготавливаются.
Вернусь к злосчастным поправкам в Конституцию.
Возможно, в них и есть какой-то практический смысл (мне лично непонятный). Возможно, на чей-то взгляд они что-то улучшают в политической машинке, но так же трудно представить себе и более эффективного способ ликбеза протестантов. Теперь оппозиция у нас четко за выборы и ротацию, а государство - против выборов и против ротации, о чем молодой человек может встать и сказать это в лицо президенту.
Пойди, объясни, что это не так! Пробуй подбери аргументацию. Профессионализирующие на протесте молодые люди получили секретное оружие дополнительной мотивации: "В нашем мире немного простых и незыблемых истин:/ Кони любят овёс./ Сахар бел./ Государство - твой враг". Прекрасный результат!
Или сегодняшняя нежданно-негаданная антишпионская паранойя. В журналистике мы привыкли, что для каждой статьи нужен повод. А для законов? Шпионы одолели? Нужно срочно чего-нибудь ужесточить? Но Игорь Сутягин и при старых законах сел на пятнадцать лет как бы "не за что", осталось только по-каллигуловски зарывать в землю по шею и пускать сверху косилку-молотилку. Вот еще одна простая и незыблемая истина: Сутягин пострадал только потому, что был русским. Был бы иностранец - свалил бы домой. Не повезло родиться. Однако и ресурс ужесточения тоже не безграничен. С какого-то момента люди из цивилизации Б привыкают думать, что судьба - это война с государством.
Не раскачивайте лодку - прекрасный лозунг. Но в реальности физического мира энергия нераскачивания должна строго равняться энергии раскачивания, иначе лодка все равно перевернется.
Сергей Митрофанов
Комментарии