Как поживают российские нацпроекты?

На модерации Отложенный Несмотря на кризис, правительство не собирается отказываться в 2009 году от национальных проектов, переименованных в госпрограммы. Президент Дмитрий Медведев уверяет, что они будут финансироваться в запланированных объемах. Мол, "приоритетные национальные проекты реализуются с 2006 года и доказали свою эффективность", поэтому все обязательства, связанные с их реализацией в 2009 году, правительство выполнит. Ибо "глобальный кризис не может быть основанием для сворачивания социальных программ: даже в тех случаях, когда потребуются корректировки, придется пойти на уменьшение финансирования тех или иных отраслей. Это не может относиться к социальной сфере".

То, что финансирование "социалки" надо, по возможности, сохранять, бесспорно. Но при чем тут нацпроекты – чрезвычайно дорогостоящее изобретение потливых кремлевских умов?

Конечно, отчитываясь об их реализации, нам рисуют красивые цифры. Проект "Доступное жилье" помог 82 тысячям молодых семей, 30 тысяч получили государственные жилищные сертификаты, ежегодное увеличение ипотечных кредитов возросло в десять раз, строительство жилья выросло на 40 процентов... И хотя, по словам президента (в свое время именно он "курировал" все нацпроекты), "на показателях в сфере жилищного строительства в рамках нацпроекта в целом сказывается кризис, необходимо сделать все", чтобы постараться сохранить то, что было начато.

Интересно, в курсе ли президент, что ипотека практически встала – просто в силу невозможности для подавляющего большинства граждан брать кредиты под 30 процентов? Что суммы, которые государство выделяет на финансирование жилищных сертификатов и на субсидии на строительство жилья, не соответствуют реальной стоимости квадратного метра?

Минрегионразвития ежегодно выпускает приказы с названием "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилья и средней рыночной стоимости одного квадратного метра по субъектам Российской Федерации". Так вот, "рыночная стоимость" (уже смешно), определенная приказом министра, примерно в 2-2,5 раза ниже, чем реальная. Но чиновников это не волнует: гражданину дали деньги, а затем он должен вести себя по известному принципу "вот тебе пять рублей – и ни в чем себе не отказывай".

"Благодаря национальному проекту "Здоровье" тысячи врачей и медсестер перешли от прежнего и, по сути, довольно плачевного существования, в нормальные условия работы в поликлиниках, – уверяет президент. – Улучшилась и первичная помощь пациентам, в частности, ее смогли получить в четыре раза больше больных, уменьшилось время ожидания "скорой помощи" с 35 до 25 минут".

Замечательно. Вот только хочется напомнить, что мы все платим налоги для того, чтобы в поликлиниках были нормальные условия работы, чтобы все больные вовремя получали помощь и чтобы "скорая" ехала не так, будто она добирается с другого конца страны. Спрашивается: почему все описанное президентом не было сделано в рамках нормального функционирования системы здравоохранения? Не хватало денег? Но откуда взяты средства на нацпроекты, как не из нашего кармана? Не из своего же их туда вкладывали Медведев с Путиным? И что мешало увеличить финансирование здравоохранения до необходимого уровня, а не затевать историю с нацпроектами?

Это, кстати, касается и другого нацпроекта – "Образование". О результатах этого проекта президент с гордостью говорит, что "он уже помог улучшить условия обучения в школах, что непосредственно затрагивает качество образования 6 миллионов наших детей", и что "удалось добиться подключения всех школ России к Интернету, укрепления IT-составляющей в школах, что тоже способствует современному образованию". А почему в рамках обычного бюджетного финансирования все это не делалось? Почему систему поощрения классных руководителей и лучших учителей надо было вводить через нацпроект?

Что касается нацпроекта по аграрно-промышленному комплексу, то благодаря ему, по словам Медведева, увеличилась доля отечественной продукции на рынке, "все шире внедряются новые технологии, кратно увеличились поставки сельхозтехники и выросло производство минеральных удобрений", то выясняется, что в 2009 году "господдержка отрасли будет продолжена в полном объеме – речь идет о субсидиях, о закупочных и товарных интервенциях, о таможенно-тарифном регулировании, о оптимизации налогообложения". Опять же, что мешало всем этим заниматься в обычном режиме? Зачем рядовую работу громко называть "нацпроектом"?

Еще осенью в 2005 году, когда Владимир Путин впервые высказал идею нацпроектов, многие эксперты указывали: надо не провозглашать "национальные проекты", выделяя на это гигантские средства с неясным статусом (ни одного закона, определяющего правовое положение этих проектов, так и не удосужились принять), а нормально финансировать образование, здравоохранение, сельское хозяйство и вкладывать бюджетные средства в строительство социального жилья. Или расходовать те же деньги в рамках существующих федеральных программ, например, программы "Жилище".

Поступили иначе – и понятно, почему. Ведь Дмитрий Медведев был назначен одним из возможных преемников Владимира Путина, и обязанность "курировать" давала просто-таки неограниченные поводы появляться на телеэкране благодетелем масс, решающим важные для граждан проблемы. Никакого иного смысла в нацпроектах нет и не было. И ведь даже ежу понятно, что если в систему образования или здравоохранения "вбросить" дополнительные десятки миллиардов рублей, потом можно будет с пафосом рассказать о дополнительно решенных проблемах…

Ну, а когда через некоторое время Путин заявил, что 10 процентов бюджета, направленные на нацпроекты, заработали эффективнее, чем остальные 90, которых "почти не видно", потому что "мы сконцентрировали на этом ресурсы - административные и политические, все занялись этой работой", сразу возник простой вопрос. Либо надо уволить всех, кто отвечал за расходование этих 90 процентов средств, то ли все 100 процентов бюджетных денег надо было перевести в формат национальных проектов. А если все останется, как сейчас, то никакого смысла, кроме пиаровского, в идее нацпроектов не появится. Тем более что на дворе кризис, и возможностей кидать с барского плеча десятки миллиардов рублей в топку нацпроектов будет все меньше и меньше.

Борис Вишневский