Дагестан: террор без правил и пощады
В больнице Махачкалы скончался раненый в грудь командир республиканского специального отряда быстрого реагирования милиции (СОБР) Шапи Алигаджиев. Его сегодня утром смертельно ранили на выходе из здания общежития в Сепараторном поселке на окраине столицы Дагестана, где он проживал. Ответным огнем один из нападавших убит, второго ищут.
Увы, для дагестанского СОБРа гибель или ранение командира не в новинку. В ночь с 14 на 15 января 2005 года командир дагестанского СОБРа полковник милиции Арзулум Ильясов погиб в Каспийске во время спецоперации. Вместе с ним были убиты два сотрудника правоохранительных органов. В феврале 2006 года при проведении спецоперации ранен тогдашний командир дагестанского СОБРа Магомед Баачилов.
Разумеется, за минувшие годы тяжелые потери понес не только республиканский СОБР, но и все силовые структуры республики. Наиболее громкое убийство произошло в июне нынешнего года. Глава республиканского МВД генерал-лейтенант Адильгерей Магомедтагиров был расстрелян снайпером возле банкетного зала, где праздновали свадьбу дочери одного из его подчинённых.
И до, и после убийства генерала Магомедтагирова его подчиненных убивали регулярно. Конечно, дагестанские силовики тоже не сидели сложа руки, дожидаясь пока их перебьют. Были ликвидированы главари бандподполья Расул Макашарипов и Раппани Халилов, разгромлены в сентябре прошлого года в Юждаге и в марте этого под Губденом крупные банды боевиков. Бандитов уничтожали в ходе силовых операций так же систематически, как они убивали силовиков. Но спокойнее от этого в республике не становилось.
Пожалуй, наиболее удачно сформулировал то, что в последние годы творится в Дагестане политолог Игорь Бойков, хорошо знающий проблемы региона: «После короткого затишья самого начала «нулевых» Дагестан превратился в самую горячую точку России...спецоперации и боестолкновения с боевиками сначала участились, а потом стали регулярными, еженедельными.
Танки и бронетранспортёры, поддерживающие огнём бойцов спецназа при штурмах домов и квартир - всё, что мы раньше видели лишь по телевизору, в репортажах из Чечни, теперь в Дагестане воспринимается совершенно обыденно. На одной улице идёт бой, громыхают взрывы и бьют автоматные очереди, а на соседней, совсем рядом, люди занимаются своими обычными делами, ничему особенно не удивляясь. В спецоперациях за последние годы с обеих сторон погибло множество людей - счёт идёт на многие сотни. Между силовиками и «лесными», как и между их родственниками, уже реки крови. Общество поляризовалось».
Фактически речь идет о специфической гражданской войне, где нет линии фронта, а ссылки на все Гаагские и Женевские конвенции выглядят просто смехотворно. И на милосердие рассчитывать трудно, ведь гражданские войны - самые жестокие из всех войн. А если к этому еще добавить обычай кровной мести...
По мнению политолога, ключ к решению проблем находится за пределами республики: «Для того чтобы остановить сползание республики в кровавый хаос, нужны радикальные изменения в Москве, во всей России. Причем, в России в первую очередь, а потом уже в Дагестане. Никакой существенной пользы от перестановки лиц на руководящих постах и наводнения республики новыми милицейскими ратями не будет. В нынешних реалиях правила игры диктует система, а не отдельные её персоналии, будь-то министры или президенты. Необходимо радикальное преобразование всей системы в целом. Только лишь после этого можно решить проблему наличия боевиков. Эффективно и быстро».
Вот только надежд на какие-то радикальные изменения и эффективное и быстрое решение проблемы наличия боевиков пока что очень мало. Похоже, что в ближайшее время сообщения о том, что в Дагестане все спокойно, никого не застрелили и ничего не взорвали, можно будет воспринимать как потрясающую сенсацию.
Комментарии