Загадки уходящего Ким Чен Ира

На модерации Отложенный

Что бы ни говорили о здоровье 66-летнего Ким Чен-Ира, его отсутствие на официальных церемониях в последнее время напоминает, что он, как и все люди, смертен, пишет Le Monde. Специалисты по Корейской народно-демократической республике в Сеуле признают, что им практически ничего не известно о действительном состоянии его здоровья и механизме передачи власти в случае его неспособности руководить страной, отмечает автор статьи Филипп Понс. Такая неизвестность еще более тягостна ввиду наличия у КНДР оружия массового уничтожения, ибо внутренняя дестабилизация может привести к горизонтальному распространению ядерного оружия. Как полагает автор статьи, по этой причине Сеул и Вашингтон стараются не драматизировать вопрос о состоянии здоровья Ким Чен-Ира.

Судя по ужесточению позиции Пхеньяна в отношениях с Южной Кореей и летнему конфликту с США, в КНДР нет никаких признаков безвластия. Эксперты полагают, что режим вряд ли пошел бы на повышение напряженности в отсутствие Ким Чен-Ира, - значит, он еще в состоянии принимать решения, и о крахе режима речи не идет. По мнению бывшего министра Южной Кореи по воссоединению, один из сыновей Ким Чен-Ира "может стать символом преемственности, но такого авторитета, как у отца, у него не будет".

По мнению сеульских аналитиков, династическая передача власти маловероятна, так как ни один из трех его сыновей не обладает необходимыми для этого качествами. Нет другого единоличного лидера и в партии или армии. Поэтому большинство экспертов полагают, что в случае кончины северокорейского лидера будет введено коллегиальное управление, а затем сформировано руководство с участием гражданских и военных представителей. "Не следует ожидать существенных изменений в политической ориентации", - подчеркивает издание.

Среди наиболее влиятельных личностей называют нынешнюю спутницу Ким Чен Ира и его бывшую секретаршу Ким Ок. И если одни полагают, что в случае его смерти она может утратить свое влияние, другие считают, что Ким Ок обладает реальной властью и способна сплотить вокруг себя сторонников, пишет газета.

И все же большинство экспертов сходится во мнении, что наиболее вероятным преемником является его зять, 63-летний Чан Сун Тек. Среди его преимуществ - как родство с Ким Чен Иром, так и связи в Рабочей партии и армии. Вполне вероятно, что именно он замещает ослабленного Ким Чен Ира.

Развитие параллельной экономики на пепелище плановой породило коррупцию и подорвало госконтроль. Стремясь не допустить скатывания страны в "беззаконие" ельцинской России и восстановить контроль над экономикой, Чан Сун Тек стал "вторым номером" режима. Причем, указывает автор статьи, решающее значение имеют не его официальные полномочия, а его личные связи с руководителем: в круге приближенных лиц Чан Сун Тек занимает привилегированное положение.

Несмотря на социальные перемены в результате возникновения рыночной экономики, режим все еще крепко держит страну в руках, продолжает издание. Однако в случае смерти Ким Чен Ира население может отказаться от жертв, на которые идет в настоящий момент, кроме того, неустойчивость власти может разбудить аппетиты политической элиты.

В заключение Филипп Пон отмечает, что международное сообщество не готово к нестабильности в КНДР, и в случае ее возникновения, скорее всего, переложит ее бремя на Китай, который, хоть и поддерживает северокорейский режим, но вызывает недовольство у жителей Северной Кореи, полагающих, что Пекин хочет воспользоваться их слабостью ради собственного обогащения. По мнению эксперта сеульского университета Андрея Ланкова, вмешательство Китая вызовет резкую националистическую реакцию в КНДР. Он отмечает, что Китай устроит любая власть, если она будет держать страну под контролем. Если же наступит хаос, который спровоцирует наплыв беженцев к китайским границам, у Китая есть возможности для вмешательства, считает он.

Филипп Пон