К концу 2009 года почти 8 миллионов россиян могут остаться без работы
На модерации
Отложенный
Премьер-министр Владимир Путин на прошлой неделе постарался успокоить граждан: градообразующие предприятия страны получат государственную поддержку. А значит, там не встанут заводские конвейеры и не будет массовых многотысячных увольнений и сокращений зарплат. Правда, незадолго до этого второй человек в стране сам признал: власти планируют финансовые показатели и стратегию на следующий год с прогнозом 2 млн. официально зарегистрированных безработных к концу 2009 года, что соответствует 7,4 млн. всех безработных.
Это означает, что вынужденную трудовую незанятость предстоит испытать 9,7% экономически активного населения. Для сравнения: по итогам 2007 года уровень безработицы равнялся 5,7%, а самый высокий показатель за последние несколько лет был зарегистрирован Росстатом за 2000-й год – 9,8%. Тогда страна ещё не оправилась от кризиса и дефолта. Кроме того, часть людей из-за тяжёлой ситуации в бизнесе и производстве устраивались на работу «по-чёрному», многие из таких сотрудников зарегистрировались на бирже труда и вошли в категорию официальных безработных.
Последние несколько лет бурного экономического роста и улучшения качества жизни приучили россиян к новой культуре трат и новому отношению к рынку труда. Но если жители крупных городов, имеющие более широкий выбор как в потреблении, так и в трудоустройстве, сейчас могут найти хоть какую-то работу, в провинции дела обстоят куда как более мрачно. Города, стержнем и опорой существования которых является одно или несколько предприятий, замерли в ожидании решения местных властей и высокопоставленных владельцев бизнеса. Нефтяные сверхдоходы России несколько лет назад принесли струю хорошей жизни и сюда. Простые рабочие, трудившиеся во благо достойной цели удвоения ВВП, приносили предприятиям довольно высокую прибыль, и стандарты культуры труда во многих городах немного приблизились к европейским и американским. Нет, качественным жильём и лечением в высококачественных клиниках «синих воротничков» не обеспечивали, но бесплатные обеды, скромная медстраховка и помощь в получении кредита под поручительство предприятия – такие реалии кое-где заняли прочное место в жизни рабочих. Теперь же большинству из них придётся проститься не только с аскетичным соцпакетом, но и с привычным уровнем жизни. Владимир Путин объявил, что госпомощь получат примерно 1500 предприятий, а это лишь часть остро нуждающихся в финансировании. Министр финансов Алексей Кудрин уточнил, как будет проходить процесс отбора тех, кого спасут за счёт бюджета. Выбором предприятий займутся рабочие группы в регионах и межведомственная рабочая группа. Бизнес-планы компаний оценят на предмет рентабельности и возможности возврата кредитов, а потом Минфин решит, кому можно предоставить инвестиционный кредит и налоговую рассрочку. По словам Кудрина, в счастливый список попадут предприятия с объёмом продаж более 15–16 млрд. рублей в год, численностью сотрудников от 4 тыс. человек, а также градообразующие предприятия и предприятия оборонного комплекса с особыми видами технологий. По предварительным расчётам, в программу спасения войдут 300 компаний, которые обеспечивают 85% ВВП.
При этом высокое финансовое начальство не дало никаких рекомендаций или планов действий тем руководителям, чьи компании в число этих 300 не попадают. И даже те, кто войдёт в список, уже в основном понесли не только финансовые, но и серьёзные кадровые потери. Понятно, что уволенных по сокращению сотрудников возвращать не будут даже на предприятия, куда государственные деньги всё-таки дойдут. Тут надо отметить, что на это тоже требуется время: в сентябре-октябре государство анонсировало свою поддержку банкам и фондовому рынку, но пока компании ждали этой самой поддержки (от недели до месяца), у них в бюджете продолжала расти цифра в графе «убытки».
Ещё в октябре большой интерес у пользователей Интернета и читателей прессы вызывали информационные сообщения об увольнениях в той или иной компании. Тогда на подобные меры шли лишь отдельные фирмы. Началась волна с банков и финансовых корпораций, а потом докатилась и до розничной торговли и производственников. Сейчас так называемые «ленты сокращений» читают лишь особо пристрастные граждане, потому что большей части населения понятно: увольнения и уменьшение зарплаты уже коснулись многих, и неизвестно, кому завтра предложат подписать новую версию трудового договора или же заявление на увольнение по собственному желанию. Практически у каждого российского человека сейчас есть родственники, друзья или знакомые, попавшие под сокращение штатов. Что печально, это сокращение часто бывает скрытым, номинально же сотрудник уходит по собственному желанию.
Американцы столкнулись с массовым уменьшением кадровых ресурсов на несколько месяцев раньше нас. Но в США руководство компаний, пытающихся свести дебет с кредитом в своём бюджете, заранее закладывало в финансовую документацию статью расходов на все положенные выплаты уволенным сотрудникам. В России ещё недавно в офисах и цехах пытались насаждать уровень корпоративной солидарности и верности своей фирме: тут и корпоративные гимны и вечеринки, и поощрительные программы, и разросшиеся отделы персонала, готовые ответить на любой вопрос сотрудника. Как водится, в трудную годину обнаружилась вся несостоятельность этой псевдокорпоративности. Слова «пиши по собственному» стали звучать гораздо чаще, чем приглашение на очередную планёрку. Давление руководства на своих подчинённых возмутительно, но объяснимо: по сокращению уволенным людям полагается зарплата за 3 месяца, а по собственному желанию или по соглашению сторон уволенные отправляются в свободное плавание без всякого финансового парашюта. Кроме того, при увольнении по сокращению работодатель обязан предупредить сотрудника за 2 месяца, иначе нужно получить соглашение работника на увольнение без предупреждения. Если же человек на такое действие со стороны компании не согласен, ему должны выплатить зарплату за время, оставшееся до истечения 2 месяцев на предупреждение. В общем, если открыть трудовой кодекс, выяснится, что всем уволенным должны заплатить много денег и отпустить если не с хорошим настроением, то хотя бы с заполненным кошельком. В реальности же работодатели идут на всё, чтобы оставить как можно больше средств внутри своей конторы. Например, в некоторых российских городах появился так называемый «пропускной метод». Работнику, отказавшемуся писать заявление по собственному желанию, блокируют пропуск для допуска в здание, а потом за прогулы делают выговоры, а затем и увольняют. Некоторые компании не доходят до пропускной игры, просто оформляя пару-тройку взысканий за несоблюдение дисциплины, опоздания и т.д., что тоже даёт возможность якобы законно избавиться от лишних ртов в бюджете фирмы.
Таким образом, становится ясно, что даже повезло тем людям, которые попали под сокращение в самом начале кризиса: тогда владельцы бизнеса ещё не были доведены до отчаяния долгами и падающей прибылью, а потому старались сделать увольнения юридически справедливыми. Например, в октябре о сокращениях объявили крупные розничные сети «Пятёрочка» и «Перекрёсток», сейчас сотрудники дорабатывают положенные 2 месяца, и компенсация им будет гарантированно выплачена – слишком большое распространение осенью получила история с этими увольнениями. Вообще же в мегаполисах ситуация с трудоустройством сейчас плохая, но не критическая. В начале декабря исследовательский холдинг «Ромир» выяснил: за семь дней после увольнения сумели заново трудоустроиться 44% мужчин и 30% женщин.
Но если у столичных клерков и жителей других городов-милионников есть хотя бы какое-то предложение на рынке вакансий, то в небольших населённых пунктах и городках людям приходится соглашаться с тем, что дают. Далеко не всегда для сокращения издержек сотрудников именно увольняют – надо же кому-то приносить выручку компании. Например, автогруппа «ГАЗ» ввела трёхдневную рабочую неделю на своих площадках в Нижегородской и Ярославской области. До этого конвейеры предприятия вообще останавливались, а рабочие были в неоплачиваемом отпуске. Руководство посчитало самым разумным решением именно сокращение оплаты за счёт уменьшения рабочих часов. Многие другие работодатели зарплату сокращают, но нагрузку не уменьшают, или же оставляют прежний заработок, но бесплатно наваливают нагрузку уволенных на оставшийся персонал. Зачастую люди соглашаются на новые кабальные условия, потому что знают: в городе или в их профессиональной сфере другой работы нет, и даже если выплатят все компенсации, непонятно, сколько же продлится кризис.
Роб Карнелл, главный международный экономист банка ING, считает: «Пик безработицы в России мы увидим через полгода-год. Пока что многие компании сокращают количество штатных единиц и размер зарплат, но в будущем это может коснуться 100% фирм, а реальные доходы населения очень сильно упадут».
Все эксперты сходятся в одном: параллельно с поиском новой работы уволенным следует при любых нарушениях обращаться в Трудовую инспекцию и к юристам. Пока, увы, немногие решаются отстаивать свои права, а это лишь укрепляет у работодателей уверенность в безнаказанности.
Екатерина Сергеева
Комментарии