Скончалась выдающаяся балерина Ольга Лепешинская
На модерации
Отложенный
На 93-м году жизни скончалась выдающаяся балерина Ольга Лепешинская. "Ольга Васильевна скончалась сегодня в 13:00 в своей квартире, - рассказал родственник балерины. - Она уснула и не проснулась". По его словам, сейчас решается вопрос похорон. "Прощание состоится в Большом театре 23 декабря, похороны пройдут в этот же день. Сейчас мы определяемся с кладбищем", - уточнил он.
"Она была человеком очень знаковым, - вспоминает Танцор Николай Цискаридзе. - Если брать таких икон, как Любовь Орлова, Валентина Серова, Марина Ладынина, среди можно назвать имя Ольги Лепешинской. На Тверской площади есть дом с башней наверху. На этой башне стояла статуя танцовщицы. И многие ее называли Ольгой Лепешинской, говорили, что это с нее лепили".
Одна из величайших балерин ХХ столетия Лепешинская родилась в Киеве 15 сентября 1916 года в семье, происходящей из старинного дворянского рода. Ее дед Василий Павлович Лепешинский считался вольнодумцем, участвовал в "Народной воле", за что был арестован, а позже построил в своем имении школу и обучал в ней грамоте крестьянских детей. Отец - Василий Васильевич в 1905 году блестяще окончил Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге и уехал в Харбин, где стал одним из руководителей строительства Китайско- Восточной железной дороги. Мать балерины -Мария Сергеевна. С началом Первой мировой войны Лепешинские вернулись на родину, в Киев.
С детства девочка, которую за буйный темперамент и мальчишеские задиристые повадки многие предпочитали называть Лешей, танцевала под любую музыку и даже без музыки. В семье шутили, будто Леля научилась танцевать раньше, чем ходить. Но девочка и не думала о своем увлечении как о будущей профессии, она мечтала стать, как отец, инженером и строить мосты, но судьбу решил случай. Летом 1925 года Лепешинские отдыхали в Крыму. По соседству отдыхала семья художника Большого театра Федорова. Однажды его жена, в прошлом балерина, увидела "выступления" девочки и уговорила Марию Сергеевну отдать дочь в хореографическое училище. На приемной комиссии Московского балетного техникума девочку внимательно проверили и... не приняли. Тут проявился характер Лели. Все свободное время она занималась хореографией, несколько раз в неделю ездила брать уроки, и ей "повезло". Одна из принятых девочек заболела, и на освободившееся место взяли Олю Лепешинскую. Ее юношеский азарт позволял ей просто из озорства прокрутить 64 фуэте. Лепешинская закончила училище в 1933 году, ее ждал Большой театр, на сцене которого юная балерина выступила в прологе оперы "Снегурочка" в 10-летнем возрасте, когда училась во 2-м классе. В Большом театре она протанцевала 30 лет - с 1933 по 1963 год. Незабываемыми остались ее партии в "Тщетные предосторожности" и "Щелкунчике", "Лебедином озере" и "Красном маке", "Золушке" и "Алых парусах". На сцене Ольга Лепешинская была великолепна, потрясая своей искрометной техникой, темпераментом, фантастической динамикой вращений.
Особую страницу в творческую биографию балерины вписала Великая Отечественная война, на фронтах которой артистка дала бесчисленное количество концертов. "Я испытала тогда невероятный прилив энергии и всегда вспоминаю фронтовые будни с особым внутренним трепетом", - признавалась артистка. Когда началась Великая Отечественная война она сразу пришла в райком комсомола и потребовала, чтобы ее отправили на фронт. Вскоре в Большом театре была создана фронтовая бригада, первое выступление которой состоялось в сентябре 1941 года перед бойцами и командирами 100-й стрелковой дивизии.
В 1975 году, накануне 30-летия Победы, Ольга Васильевна расскажет об этом концерте в выступлении по радио. А вскоре поступит письмо. В нем автор напишет, как ему, в те дни 1941 года молодому офицеру, поручили помочь артистам в организации этого концерта, как отбирали лучших бойцов, как сложились судьбы некоторых из них. Сообщит он и о том, что дорогу, по которой бригада поехала домой, через полчаса после отъезда перерезали немцы. Артисты чудом не попали к ним в руки. С фронтовой бригадой Лепешинская прошла всю войну. Площадка грузовика, поляна в лесу, палата в госпитале, сцена театра... Ей приходилось танцевать и на обычном грунте. И тогда на ее знаменитых фуэте нога просто ввинчивалась в песок. Но радость зрителей была выше боли и травм.
9 мая я 1945 года Лепешинская встретила в Варшаве, а на следующее утро получила телеграмму, что для нее в Большом ставят балет "Золушка" на музыку Прокофьева. Первая послевоенная премьера Большого театра состоялась 21 ноября 1945 года. Лепешинская была всегда готова на все ради любимого зрителя. В 1953 году, танцуя в "Красном маке", по ходу первого акта спектакля она сломала ногу. Дотанцевала его до конца и уже за кулисами потеряла сознание. Врачи констатировали перелом в четырех местах, но уже через три месяца она танцевала главную партию в балете "Фадетта". Ее выход на сцену зрительный зал встретил овациями стоя. Так было еще только на спектакле "Три толстяка" в марте 1941 года после присуждения ей первой Сталинской премии. В начале 70-х годов, оставив сцену, Ольга Васильевна переключилась на педагогическую деятельность. Она много работала за рубежом - преподавала в Риме, Будапеште, Стокгольме, Вене, Токио, Мюнхене. Лепешинская стала почетным гражданином и Западного, и Восточного Берлина, Белграда и Стокгольма, многих других городов. Ольга Васильевна - первый представитель советского балета, награжденный в Швеции почетной медалью имени Карины Ари, известной шведской балерины. Народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственных (Сталинских) премий ее труд отмечен многими высокими наградами, в числе которых ордена Ленина, Октябрьской революции, орден "За заслуги перед Отечеством" III степени.
Комментарии