Евросоюз наступает по всем фронтам
На модерации
Отложенный
Финансово-экономический кризис, одной из жертв которого стала благополучная Западная Европа, ребром поставил вопрос о будущем евроинтеграции. После провала евроконституции на референдумах во Франции и Голландии, а затем ирландскогого «нет» ее заменителю – Лиссабонскому договору, перспективы общеевропейского геополитического проекта выглядят весьма туманными. Французское председательство в ЕС, заканчивающееся менее чем через две недели, пришлось, таким образом, не на самый благоприятный для Европы момент.
В то же время, результаты традиционного брюссельского декабрьского саммита Европейского совета, состоявшегося на прошлой неделе, демонстрируют стремление еврократии продолжать начатый курс. Брюссельская встреча в верхах как бы суммировала национальные стратегии отдельных стран по борьбе с глобальным кризисом, был принят предложенный Еврокомиссией пакет антикризисных мер ценой в 200 млрд евро. Все страны – члены ЕС в соответствии с данным планом подъема европейской экономики обязаны выделить не менее 1,5% собственного валового внутреннего продукта на поддержание на плаву европейской экономики. В итоге речь идет о 170 млрд евро; еще порядка 30 млрд выделит Еврокомиссия. В Брюсселе особо рекомендовали странам – членам ЕС поддерживать «здоровый» дефицит бюджета и последовательно облегчать национальные налоговые режимы.
С точки зрения мировых СМИ, важнейшим достижением заседания Европейского совета признано принятие общей стратегии ЕС в экологической сфере, рассчитанной до 2020 года. Надо сказать, что Николя Саркози лично сыграл важную роль в том, чтобы убедить партнеров по совету в необходимости одобрения общей европейской линии в данной области. Отныне страны ЕС единым фронтом будут выступать на международных переговорах по защите окружающей среды. Сами страны ЕС обязуются к 2020 году сократить уровень выбросов углекислого газа в атмосферу на 20%, увеличить к тому же времени до 20% долю энергии из возобновляемых источников, а общие энергетические затраты сократить для Союза на 20%. План, безусловно, сверхамбициозный и уже вызвавший нарекания многих известных «капитанов индустрии» в Британии, Германии и других странах Европы.
Главная победа еврократов на «интеграционном фронте» заключается в том, что им удалось заставить правительство Ирландии принять решение о проведении повторного референдума по ратификации Лиссабонского договора. Брюссельские еврочиновники в очередной раз продемонстрировали, что мнение «политически неразвитых» граждан, отчаянно цепляющихся за свои национальные суверенитеты, ее не интересует. В принципе, такие «дубли» уже проходили в некоторых странах при ратификации Маастрихтского и Ниццкого договоров, и, как правило, повторные референдумы всегда заканчивались для Брюсселя успешно.
Ирландское «переголосование» должно состояться до ноября 2009 года, и его результат непредсказуем. Но Европейский совет заранее решил «умаслить» гордых потомков кельтов: Ирландии на неопределенный срок (кстати, вопреки принципу равенства и ротации) будет обеспечено обязательное представительство в целом сокращаемой по численности Европейской Комиссии; юридически подтверждается нейтральный статус Ирландии – несмотря на усиление европейской политики безопасности и обороны. Наконец, за Дублином решили оставить право на собственную политику в налоговой и социальной сферах. Данный компромисс, однако, вполне может привести в будущем к возникновению требований других участниц Союза о сохранении за ними особых прав в самых разных сферах.
Российским экспертам следует серьезно проанализировать план утвержденной в Брюсселе (правда, в самых общих чертах) стратегии так называемого «Восточного партнерства». Под него подпадают такие постсоветские государства, как Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Украина и – потенциально – Белоруссия. Стратегия предусматривает движение в сторону зоны открытой торговли ЕС со своими постсоветскими восточными соседями. Также речь идет о более тесной кооперации в области энергетической политики и постепенном облегчении визового режима. Предполагается, что начиная с 2010 года. Евросоюз начнет выделять на «Восточное партнерство» 600 млн евро ежегодно. Очевидно, несмотря на реальные финансовые проблемы, Брюссель не собирается отказываться от схватки за влияние на постсоветском пространстве.
Конечно, едва ли постсоветским «новым демократиям», мечтающими о членстве в ЕС, следует ожидать в скором времени официального приглашения от «Европы 27-и». Да и 600 млн евро в сравнении с теми миллиардами, которые были вложены ЕС в Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию и Болгарию, выглядят просто мелкой подачкой. Вопрос, однако, заключается в том, как будут расходоваться эти средства. Не приходится сомневаться, что значительная часть их будет потрачена на «взаимодействие» с политическими, гуманитарными и деловыми элитами постсоветских государств, а затем неизбежно принесет свои плоды. Если Россия не найдет этим действиям адекватный противовес, программа «Восточное партнерство» приведет к ослаблению российского влияния на западном и кавказском флангах СНГ.
Руслан Костюк
Комментарии