\"Живой журнал\" в поисках нового искусства

На модерации Отложенный

Обычно «Живой журнал» используют как средство общения или же для описания своей собственной жизни. Однако блоги можно использовать и для создания произведений искусства. Ведь здесь обитает много поэтов и прозаиков, композиторов и художников, фотографов и драматургов. 

Все они не только имеют возможность найти здесь свою аудиторию, выйти на нее, но и придумать интерактивный проект, завязанный на обратную связь. 

Питательная среда 

Подавляющее число пользователей Live Journal во всем мире используют блоги весьма утилитарно — как самый что ни на есть обыкновенный дневник, в котором «школьницы» описывают любовные похождения и секретничают о мальчиках.

Но у русских — собственная гордость. Ведь в России и поэт — больше, чем поэт, и попса — больше, чем попса. Так и ЖЖ является не только первой и — на сегодняшний день — главной социальной сетью с максимальным творческим потенциалом, но и живой средой. Концентрированной. Питательной. 

Вероятно, это произошло потому, что с самого первого дня ЖЖ в нашей стране (первый постинг по-русски был написан 1 февраля 2001 года) попал к интеллектуалам, став игрушкой для «продвинутых пользователей». 

Это теперь в ЖЖ, состоящем из великого множества непересекающихся вселенных, каждой твари по паре. А тогда, когда кириллический сегмент ЖЖ только-только начинался, все были знакомы друг с другом, осознавая себя чем-то вроде масонской ложи. 

Именно тогда, в ситуации ограниченного пользования (вновь прибывшему для того, чтобы завести дневник, нужно было заполучить код от старожила), появляются первые интеллектуальные интерактивные проекты. 

К примеру, коллективный построчный разбор романа Саши Соколова «Между собакой и волком» или написание «первого в мире романа о ЖЖ», сочиняемого в режиме реального времени с помощью волонтеров. 

Постепенно из основного сверхплотного ядра единомышленников во все возможные стороны расходятся волны влияний. Так и возникает вселенная ЖЖ, большинству известная в нынешнем необъятном виде. Разговоры на кухне превращаются в коммунальную свару. 

Между собакой и волком 

Среди армии новичков отныне в Live Journal есть как неизвестные пользователи, так и всевозможные медийные лица, «ВИПы», использующие возможности ЖЖ в своих медийно-корыстных целях. 

К таким пользователям относится и Евгений Гришковец.

Его новый сборник состоит из дневниковых постингов, эксплуатирующих привычные интонации деятеля «новой искренности», но ничего не добавляющих к нашему знанию о человеке, который съел собаку.

Однако возникает и новый слой пользователей — это собственные сетевые звезды, чья популярность расцветает внутри этой конкретной социальной сети. Ну скажите, кому была известна журналистика Наталья Радулова или поэзия Верочки до того, как они вошли во внутренние хиты и топы ЖЖ? 

Таков, скажем, и фотограф Александр Слюсарев http://slusarev.livejournal.com/, уже давно известный в узком кругу столичных авангардистов, но окончательно закрепивший свой культовый статус именно в ЖЖ и через ЖЖ. 

Эстетика и стилистика Слюсарева как нельзя лучше подходит к жанру дневника, улавливающего и фиксирующего «мимолетное», весь этот сор, из которого растет искусство, намертво сплетаясь с жизнью. 

Да, работы Слюсарева выставляются в галереях и публикуются в журналах, но именно в ЖЖ, где ему удалось создать дневник — метафору дневника, его творчество получило новый импульс к развитию и новое эстетическое качество. 

ЖЖ — это ведь не только олбанский язык (кстати, возникновение самостийного языка — первый признак оформления внутри Сети какой-то новой реальности) и «фотки из Турции», но и серьезная работа по стихийному культурному регулированию. 

Ведь сейчас, в эпоху перехода от буквы к знаку, от литературы к видео, необходимо накопление «новых сведений о человеке» и новых навыков на поле культурной деятельности. 

Искусство — саморегулирующаяся система, свободная от наших досужих размышлений о кризисе и упадке. Новое непривычно, и необходимы стада энтузиастов, добровольно взваливающих на себя труд по адаптации открывающихся возможностей. Запасных путей развития культуры — сначала вот так, доморощенно и неофициально, а потом… 

И на этом пути возможны новые гении и тем более возможны рядовые делатели современной культуры. Да, собственно говоря, вы все их уже знаете.

Дмитрий Бавильский