В поисках другой Грузии
Тбилиси должен «восстановить отношения с Россией, мы должны начать переговоры с Южной Осетией и Абхазией без предварительных условий». Таким был главный посыл второй полуофициальной поездки в Москву экс-премьера Грузии Зураба Ногаидели.
«У нас две цели - мы хотим восстановить нашу страну, ее единство, отношения с Россией, восстановить экономические отношения с Россией, чтобы наши производители получали дополнительные заработки», - так определил свои собственные политические задачи Ногаидели в Москве на заседании дискуссионного клуба «Откровенный разговор», открытого общественной организаций «Союз грузин в России».
Приехав в Москву, судя по всему, для того, чтобы презентовать свою политическую программу, Зураб Ногаидели в ходе своего выступления также высказался в пользу проведения в Грузии серьезной политической реформы, которая превратит республику в государство с системой управления «как в Израиле, как в Италии», где основные полномочия принадлежат премьер-министру, но решения принимаются коллективные, поскольку там нет единоличной власти.
«Политическая система должна быть адаптирована к условиям жизни населения, и в Грузии должно быть так, потому что за последние 20 лет практически все политические противостояния выходили на улицу», чего, по мнению бывшего грузинского премьера, быть не должно. «Этим мы должны заложить основы для предотвращения кризисов в будущем», - уверен он.
В то же время, несмотря на сомнения некоторых представителей московской грузинской диаспоры в том, что у Ногаидели в принципе будет возможность реализовать свои предложения, поскольку он не является даже среди лидеров оппозиции наиболее популярным политиком, сам экс-премьер уверен: «Мы будем участвовать во всех выборах и будем выигрывать их».
Ногаидели утверждает, что «если осетины и абхазцы будут видеть в Грузии страну, заботящуюся о них, только тогда они вернутся». «А если мы будем, как тут многие предлагали, говорить только о возвращении территорий или о том, как их удушить, то страна продолжит распадаться», - констатирует бывший премьер. А для этого надо «подвести черту под войной». «Мы должны создать соответствующие гарантии, чтобы невозможно было повторение попыток разрешения конфликта силой», - уверен Ногаидели.
Отметим, что мнения собравшихся представителей диаспоры зачастую были полярны, в том числе и в отношении того, кто ответственен за развязывание войны в августе 2008 года между Россией и Грузией. Но как истинный политик Ногаидели в основном обходил острые углы. Лишь пару раз он не сдержался и повысил голос - да и то для того, чтобы сказать, что нельзя «ругать Россию матом», пытаясь в то же время вести с ней переговоры.
Зато отвечать на вопрос про свое отношение к вступлению Грузии в НАТО Ногаидели в Москве отказался, заявив, что «главной целью должно быть объединение страны, а все остальное - механизмы», и «использовать надо все механизмы, которые хороши для этой цели». Но объяснять, что он под этим подразумевает, не стал, хотя один из представителей грузинской диаспоры прямо указал политику, что Москва не установит с Тбилиси нормальные отношения до тех пор, пока там не забудут об идее вступления в Североатлантический альянс.
Предельно мягкая позиция у Ногаидели и по Абхазии с Южной Осетией. Он в принципе заявляет, что «не любит термин «возвращение территорий». «Нам надо вернуть абхазцев и осетин», - заявляет грузинский оппозиционер, ушедший в отставку с поста премьер-министра в 2007 году после силового разгона митинга противников Саакашвили, а противником режима объявивший себя после начала войны в Южной Осетии.
В то же время Зураб Ногаидели, неоднократно намекавший на сомнительность официальной версии смерти еще одного бывшего грузинского премьера - Зураба Жвания, тем не менее заявил «Росбалту», что обвинять в этом Михаила Саакашвили пока нельзя.
«Если были бы какие-то серьезные факты, свидетельствовавшие против Саакашвили, я вообще бы не стал премьер-министром и Саакашвили давно бы на своем посту не было», - заявил оппозиционер, предупредив, что «обязательно будет проведено расследование еще раз, и если что-то будет - об этом все узнают». Но случиться это может «только после того, как Саакашвили уже не будет у власти».
Зато Ногаидели раскрыл другую тайну - о предстоящем вскоре назначении, которое непосредственно будет касаться российско-грузинских отношений. «Я встречался с Евгением Максимовичем Примаковым. У нас была хорошая теплая дружеская беседа. Я поздравил его с восьмидесятилетием. И мы обсудили весь спектр этих вопросов, которые я в эту поездку в Москве обсуждаю. Его мнение для меня важно, его советы для меня важны, и его возможная роль в решении этих проблем для меня важна. Вы, наверное, все знаете, что эта роль может и даже будет очень конкретной», - недвусмысленно намекнул корреспонденту «Росбалта» Ногаидели.
В то же время он вовсе не уверен, что Москва готова сейчас к прямому диалогу с Тбилиси, хотя в курсе того, что неофициально такие сигналы подаются. «Что касается высказываний Владимира Владимировича Путина на дне рождения Евгения Максимовича, то я, конечно, о них слышал. Но сейчас только по этим одним высказываниям какие-то далеко идущие выводы делать не следует. Нужно работать, нужно идти в этом направлении последовательно, и жизнь покажет, что и как», - сказал Ногаидели.
Комментарии