Увидит ли Петербург небоскреб \"Газпрома\"?

На модерации Отложенный

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко подписала закон о городском бюджете на 2009—2011 годы, в котором не предусматриваются расходы на строительство «Охта-центра». Сэкономленные деньги — по 3 миллиарда рублей в год — пойдут на строительство нового стадиона для «Зенита». А в Законодательное собрание внесен проект Правил землепользования и застройки, в котором для устья Охты (где «Газпром» планирует 396-метровый небоскреб) установлена предельная высота застройки в 100 метров. Тем не менее глава «Газпрома» Алексей Миллер продолжает настаивать на строительстве «газоскреба» и обещает, что он будет возведен в 2011 году.

«Мы построим этот проект! Мы построим этот проект, я вам обещаю просто! Понимаете, я вам просто обещаю: мы построим этот проект! Я вам обещаю — и вас пригласим!» — как заклинание, несколько раз повторил Миллер. Мол, «проект разработан, принят и будет реализовываться в соответствии с той архитектурной концепцией, которая предусматривает строительство небоскреба высотой 396 метров».

По его словам, до конца года состоится заседание совместного комитета «Газпрома» и питерской администрации, и на нем будет выбрана «новая схема финансирования «Охта-центра» (скорее всего, речь пойдет о 100-процентном финансировании со стороны газового монополиста).

Напомним, что весной 2006 года была принята целевая программа Санкт-Петербурга, в соответствии с которой все 60 млрд рублей, необходимые для строительства башни, должны были выделяться из городского бюджета — по 6 млрд рублей в год на протяжении десяти лет.

Представители Смольного публично заявляли, что бюджетное финансирование строительства — условие, при котором «Газпром нефть» соглашалась перерегистрироваться в Петербурге и платить там налоги, а оппозиционные депутаты от «Яблока» называли эту схему «самым большим в российской истории бюджетным откатом».

В ноябре 2006 года был проведен «архитектурный конкурс», итоги которого подводило жюри во главе с Матвиенко и Миллером (перед этим известнейшие архитекторы — в том числе Кисе Курокава и Норманн Фостер — в знак протеста вышли из состава жюри). Победителем объявили английскую компанию RMJM, которая предложила «концепцию» с 396-метровой башней.

Весной 2007 года, после массовых протестов городской оппозиции и архитектурной общественности, возмущения ЮНЕСКО и обращений деятелей науки и культуры, губернатор предложила новую схему финансирования: 51% стоимости оплачивала «Газпром нефть» и 49% (29,4 млрд рублей) — городской бюджет. Осенью 2007 года эта схема была закреплена законом.

В ноябре 2008 года, на фоне финансового кризиса, Смольный был вынужден предложить вычеркнуть из бюджета расходы на «газоскреб».

Теоретически 100-метровое ограничение по высоте можно обойти: Градостроительный кодекс предполагает получение «разрешений на отклонение от предельных параметров застройки». Пределы «отклонений» не регламентируются — если «Газпром нефть» получит одобрение публичных слушаний и добьется издания специального постановления городского правительства, она может получить разрешение и на 396 метров. Но вряд ли в нынешних условиях Смольный на это решится. Сколько бы раз Алексей Миллер ни повторял, что он «построит проект».

Борис Вишневский