Коррупционеры могут расслабиться еще на год?

На модерации Отложенный

Завтра Госдума примет во 2-м чтении президентский антикоррупционный пакет.
Гора родила мышь. Внесенные поправки не сделали законопроекты жестче. Наоборот — дали возможность госслужащим выдохнуть и расслабиться по крайней мере на год. А за это время вполне можно переписать свое имущество (которое они будут обязаны декларировать) на “родственников и друзей Кролика”. Тем более что список родных, которых тоже обяжут подавать декларации, очень куцый.

Базовый закон “О противодействии коррупции” серьезных изменений не претерпел. Все попытки расширить круг членов семьи госслужащих, которые обязаны будут вместе с ними сдавать каждый год декларации о доходах и имуществе, успеха не имели. (Президент, как известно, предложил ограничиться женой — мужем чиновника и его несовершеннолетними детьми.) После долгих споров на заседаниях Комитета по конституционному законодательству большинство отвергло поправку про “находящихся на иждивении совершеннолетних детей”.

Впрочем, в ближайшем будущем “сдаваться” не придется почти никому из тех категорий госслужащих, на которые предполагалось распространить это требование: в других законопроектах, конкретизирующих положение базового, изменились сроки вступления в силу самой громкой из предложенных президентом антикоррупционной меры.

Военнослужащие, милиционеры, прокуроры и следователи, таможенники и судебные приставы, сотрудники Госнаркоконтроля — все они в первый раз понесут декларации лишь в 2010 году. Аудиторы и председатель Счетной палаты, действующие судьи — тоже (с 1 марта 2009-го обязательное декларирование заработает лишь для кандидатов в судьи). И новые требования по декларированию к государственным гражданским служащим вступят в силу лишь в 2010-м…

Автором этих поправок значится председатель думского Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин. Но без благословения Кремля и правительства они не могли бы получить одобрения думского большинства.

Можно, конечно, предположить, что еще год нужен, чтобы разработать порядок изучения деклараций и их хранения.

А если, как у нас обычно бывает, отведенного срока окажется недостаточно для подготовки к внедрению нововведения?

Так что лучше ничего не предполагать. Тем более что до 2010 года откладывается введение еще одной антикоррупционной меры, которая никакой подготовительной работы не требует. А именно: запрет госслужащим в течение 2 лет после отставки занимать должности в коммерческих структурах, если те работают в сфере, которую гражданин курировал в бытность чиновником.

И от тяжкой повинности “стучать” под угрозой увольнения друг на друга госслужащих освободили, оставив лишь обязанность докладывать обо всех попытках “склонить” к коррупционным действиям самого себя. Впрочем, донесения на коллег, не заявивших в декларациях все добро полностью или замеченных в преступных связях, приветствуются: доложившим начальнику или в органы обещана “защита государства”.

Среди предложений, которые вступят в силу сразу после подписания закона президентом, — новый, упрощенный порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов и членов Совета Федерации. Сейчас, прежде чем генпрокурор внесет в парламент представление с просьбой дать согласие на привлечение народного избранника к ответственности, нужно предварительно получить решение Верховного суда (он определяет, есть ли в действиях депутата или сенатора состав преступления). Теперь Верховный суд из цепочки исключается. Но перечень категорий госслужащих, в отношении которых действует этот самый “особый порядок” привлечения к уголовной ответственности, президент сократить не предложил. И депутаты с ним спорить не стали.

…Есть еще одна норма, которая вступит в силу сразу: запрет госслужащим и депутатам принимать подарки дороже 3 тыс. рублей. В первоначальном варианте стояла цифра 5000… Но это ограничение депутатов не страшит. “Ничего, можно каждый день по 3 тысячи!” — говорят думские остряки.

Марина Озерова