Российский кинематограф: утомленные королем-солнце

На модерации Отложенный

Суета в Союзе кинематографистов вокруг предстоящего VII Съезда - это вроде бы сугубо внутрикорпоративная разборка. Вместе с тем можно сказать: перед нами топ-модель, демонстрирующая на подиуме общественной жизни модные политические технологии.

Нынешний председатель СКРФ Никита Михалков пытается повторить комбинацию президента Путина по сохранению за собой реальной власти во вверенной ему организации.

Михалковский преемник Медведев - это артист Михаил Пореченков. Сегодня у него должность: первый секретарь Союза, в своем роде премьер-министр. Завтра ему предложено будет стать президентом. А Михалков слегка отступит на второй план, не уступив ни грана влияния.

Все так хорошо складывалось. Но что-то у этого тандема заело, и операция "Преемник-2" проходит не так гладко, как было намечено.

Назначенный на 18-19 декабря VII Съезд кинематографистов под угрозой срыва. Дело в том, что нынешнему руководству не понравились результаты голосования по выборам делегатов на Съезд. Вернее, не понравился им один результат. Тот, что выдала Гильдия режиссеров, возглавляемая Марленом Хуциевым. Она отказалась делегировать на Съезд своим полномочным представителем председателя Союза - Никиту Михалкова.

Это, конечно, скандал. Это черная метка недоверия первому лицу российского кинематографа.

Впрочем, что-то подобное уже было. В 1986 году, в преддверии V Съезда кинематографистов СССР, практически вся номенклатурная верхушка Союза во главе с тогдашним председателем Львом Кулиджановым не была избрана на Съезд. Тем не менее тогда мероприятие не отложили, а забаллотированных начальников все-таки, допустили в Кремлевский дворец - и до президиума, и до трибуны.

Думаю, и на этот раз провалившимся на выборах функционерам не отказали бы в возможности поучаствовать в заседаниях на правах гостей. Но не таков Михалков, чтобы смириться со статусом гостя. Он ведь чувствует и сознает себя Хозяином.

Потому пошел к цели напролом. Его назначенец и порученец артист Михаил Пореченков провел на прошлой неделе заседание секретариата, на котором сообщил о процедурных нарушениях по ходу голосований и волевым решением постановил провести чрезвычайный пленум, который должен состояться уже сегодня. На нем скорее всего нынешнему руководству удастся продавить решение о переносе Съезда на январь-февраль 2009 года.

Чтобы это не выглядело слишком явным потаканием амбициям обанкротившегося председателя, Михалков срочно был приписан к гильдии драматургов, где он задним числом избрался на Съезд.

Уже вброшена идея отказаться от выборов делегатов, назначить таковыми всех членов Союза, а сам съезд провести в Кремлевском дворце. Как это и было десять лет назад, когда рабы божьи - кинематографисты, спасовавшие перед рынком, позвали на царство успешного менеджера - Никиту Михалкова.

По поводу степени его успешности у киношников есть серьезные разногласия. Но не о них сейчас речь. Речь сейчас о том, что на кону.

В условиях финансового кризиса, когда случайные и сознательные инвесторы вынуждены сбрасывать со своих газовых и нефтяных бизнесов (о прочих не говорю) непрофильные активы, на кону господдержка и госзаказ. Понятно, что и эти финансовые реки сильно обмелеют. Они уже в значительной степени пересохли. По самым приблизительным прикидкам, в настоящий момент остановлено около трети проектов. Сериальное производство, которое хорошо кормило тружеников кино, почти целиком заморожено, поскольку заметно похудели пакеты телевизионной рекламы.

Вследствие всего этого особое значение приобретает степень близости кинопроизводителей к государственной казне. Быть ли им равно приближенными к ней или неравно удаленными от нее - вот в чем для них вопрос.

За близость к окошку, из которого раздаются дензнаки, и разворачивается сегодня борьба между продюсерскими кланами. Судя по утечкам информации с верхних этажей власти, при премьер-министре будет создан спецкомитет по распределению бюджетных средств на кино. И все понимают, что в подобной ситуации такая общественная организация, как Союз кинематографистов РФ, может стать очень важным лоббистским инструментом. И все знают, кто у нас сегодня является наиболее приближенным к императорской особе.

И, разумеется, в таких обстоятельствах у многих и молодых, и пожилых кинематографистов возникает соблазн оказаться как можно более приближенным к приближенному. То есть речь может идти о воссоздании новой кинематографической номенклатуры, для которой станет законом: себя не обделить, а прочим по остаточному принципу.

Стало быть, у мастеров кино сегодня есть возможность воссоздать абсолютно авторитарную общественную организацию по образу и подобию авторитарного государства. Такая угроза довольно реальна.

Иное, разумеется, дано. Это создание солидарной общественной организации в демократическом формате, которая была бы в состоянии противостоять чиновничьему произволу в деле распределения бюджетных средств.

***

Еще буквально вчера всем членам СКРФ было наплевать на свое кинематографическое братство. В том числе и председателю. Дом на Васильевской он, как правило, посещал раз в четыре года, в дни кинематографических съездов. Да и рядовые киношники больше по инерции за него держались, в нем числились. Теперь, как легко догадаться, концепция переменилась.

Со стороны государства тоже. Оно наверняка не захочет ограничиться ролью мецената. Войдя в силу, осознав зависимость от себя, оно пожелает стать владычицей морскою. И что б мастера культуры... И дальше по тексту.

Юрий Богомолов