Почему грипп - самая страшная массовая инфекция для всего мира?

На модерации Отложенный

По словам руководителя отделения респираторно-вирусных инфекций у детей ГУ НИИ гриппа РАМН профессора Владимира Дриневского, «распространение гриппа и других ОРВИ заметно превосходит сумму всех других инфекционных болезней человека. Каждый год во время эпидемий заболевают до 20% населения, и почти полмиллиона из них умирают». Такие серьезные потери человечество несет несмотря на то, что все циркулирующие в последние 50 лет вирусы нам хорошо знакомы. Они только постоянно слегка меняются. Специалисты называют это антигенным дрейфом и готовятся к их приходу, ежегодно внося корректировки в противогриппозные вакцины.

Однако вирусы коварны. В любой момент один из них может так сильно измениться, что станет совершенно новым, от которого у нас нет ни вакцин, ни лекарств. То есть произойдет антигенный сдвиг (шифт) — предшественник всех известных пандемий. «Шифтануть» человеческий вирус может, и соединившись с птичьим Н5N1, если больной гриппом подхватит его от своей больной курицы, утки или подстреленной куропатки. Сейчас это больше всего беспокоит врачей. Поэтому они постоянно призывают всех обезопаситься от актуальных в конкретном эпидемическом сезоне штаммов. Для этого у нас есть все возможности, необходимо лишь желание. Прививки от гриппа в соответствии с Национальным календарем прививок всем людям, входящим в группы риска, делаются бесплатно, а остальные могут иммунизироваться в поликлинике, заплатив только за приглянувшуюся вакцину: инактивированную («убитую», т.е. изготовленную на основе убитых штаммов вируса гриппа) или живую. Какую же выбрать?

Сейчас все большую популярность во всем мире приобретает живая гриппозная вакцина, хотя до недавнего времени Россия была единственной страной, которая ее производила и использовала. Другие опасались.

— Думали, что живые вакцинные вирусы могут «вспомнить» своих предков и превратиться в дикие штаммы. Но наш многолетний опыт, а сейчас и американский, подтверждает: никакой реверсии нет. Это стабильный вакцинный штамм, — объясняет профессор Дриневский. — Американцы раньше вообще живую вакцину не признавали, но после совместных исследований, проведенных в 1990-х годах в Нижнем Новгороде, изменили отношение к ней. Потому что убедились: из привитых инактивированной вакциной детей гриппом не заболели 30%, а из привитых ЖГВ — 50%. Этот нюанс так повлиял на американцев, что они тоже стали работать над живой вакциной, и уже с 2003 года активно ее используют.

Ослабленный, но живой вакцинный вирус вводится интраназально, то есть попросту распыляется на слизистой оболочке носа, как спрей от насморка. Это естественный путь попадания инфекции в организм. Если у организма уже есть иммунитет к какому-то вирусу (а в последние годы у нас «гуляют» одни и те же H1N1, H3N2 и В), то он просто не воспринимает вакцину и никакой дополнительной нагрузки не несет. Другое дело, когда с помощью шприца подкожно или внутримышечно впрыскивается инактивированная вакцина. Это уже, извините за грубое слово, насилие. Потому что иммунный организм или неиммунный — наша защитная система должна ответить, мы заставляем ее работать. Об этом шла речь еще 10 лет назад, и наши московские коллеги подтвердили, что в первый год вакцинации инактивированным препаратом организм дает хороший иммунный ответ, на второй и третий год — хуже, а на четвертый наступает иммунодепрессия. То есть мы загоняем иммунную систему в депрессивное состояние, и ей нужно или позволить отдохнуть, или, как мы и предлагали, вводить живую вакцину, она не вызывает привыкания.

Респираторная инфекция, как известно, передается воздушно-капельным путем со скоростью снежного кома: один больной гриппом или ОРВИ, не желающий отлеживаться дома, за день заражает до десяти своих коллег по работе.

То же происходит в транспорте, магазине, театре — одним словом, во всех людных местах. А живая гриппозная вакцина дает возможность затормозить развитие эпидемии, так как обладает замечательным свойством создавать перекрестный или, как его еще называют, коллективный иммунитет. Изучение заболеваемости детей в садах и школах показало: если большая часть детского коллектива привита, то и непривитые болеют в 3 раза реже. Все дело в том, что ЖГВ стимулирует не только гуморальный иммунитет, как инактивированные вакцины, но также клеточный и местный, который первым вступает в борьбу с осевшими в носоглотке вирусами. Причем «на входе» погибают и гриппозные, и все остальные респираторные вирусы. «Убитые» же вакцины защищают только от гриппа, всем другим инфекциям путь открыт. Этим, кстати, и объясняется общее мнение, что прививки не работают. Кроме того, они зачастую требуют повторных введений и довольно долго (3—4 недели) формируют иммунитет, который к марту-апрелю ослабевает. ЖГВ в отличие от них впрыскивается в нос всего один раз, а действует больше года от всех вирусов, и высокие титры антител появляются уже к концу второй недели.

— Она хороша еще и тем, что не содержит никаких антибиотиков и консервантов, которые могут оказывать побочное действие на организм. За последние годы мы существенно ее доработали, проверили по всем параметрам — вакцина абсолютно безвредная. И, что немаловажно, вполне доступна по цене даже пенсионерам, — добавила Светлана Брызгалова, исполняющая обязанности директора «Иркутского предприятия по производству бактерийных препаратов», филиала ФГУП «НПО Микроген». — Наше предприятие единственное в стране, которое производит ЖГВ. В этом году мы выпустили 4 миллиона доз.

Но этого явно недостаточно. По мнению профессора Дриневского, нам нужно как минимум в 10—15 раз больше. К счастью, мощности предприятия позволяют увеличить объемы и полностью обеспечить страну вакциной, которую Всемирная организация здравоохранения признала препаратом массового действия, ограничивающим распространение вируса в обществе, и рекомендовала к широкому использованию.

Выразительная статистика

— Каждый год во время эпидемий заболевает до 20% населения, и почти полмиллиона из них умирают».

— В России гриппом и ОРВИ заболевают около 28 млн человек в год. Более 70% из них — дети.

— Число госпитализаций во время эпидемий возрастает в 2—5 раз.

— На лечение гриппа и его осложнений в мире ежегодно расходуется около 14,6 млрд долларов.

— Экономические потери от гриппа и ОРВИ в нашей стране в 2006 году составили 13,3 млрд рублей.

Авторитетно

Академик РАМН Виталий Зверев, директор НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова:

— В настоящее время в России применяются различные виды вакцин: инактивированные и живая гриппозная вакцина. По эффективности живая вакцина не уступает западным аналогам, а по доступности населению — значительно превосходит их. Ее отличает более низкая стоимость и простота использования, что особенно важно при массовой вакцинации. Вводится она не инъекцией, а впрыскиванием в нос с помощью дозатора-распылителя — это абсолютно безболезненно и очень удобно. Чтобы сформировалась полноценная иммунная защита, достаточно однократного применения.

Ирина Вилкова