Безработные свергнут Путина от нечего делать
На модерации
Отложенный
Экономический кризис добрался до Петербурга – и подтверждений тому с каждым днем все больше.
Сокращения, увольнения, снижение зарплат, вынужденные отпуска, остановки производства – все это не газетные "страшилки", а реальность. Даже на интернет-форумах, посвященных, казалось бы, весьма далеким от политики и экономики темам, живо обсуждают происходящее – там сократили людей, там встал завод, где человек арендовал помещение, а ему надо расплачиваться по кредиту, там "заморозились" старые заказы, а новых в ближайшем будущем не предвидится.
Кризис затронул и медийное пространство: на интернет-формат вместо печатного выпуска собирается перейти популярная газета "Дело", на треть сокращен штат в "Деловом Петербурге", серьезно задерживают (по словам сотрудников) зарплату в старейшей питерской газете "Санкт-Петербургские ведомости", часть сотрудников уволены с Пятого канала, трудности испытывают питерские "Известия" и целый ряд других известных в городе изданий…
А впереди – не слишком оптимистические перспективы: число претендентов на те или иные вакансии растет. По официальным данным городских властей, статус безработных уже сейчас могут получить 9 тысяч человек, а к весне, по прогнозам экспертов, число таких граждан составит 10 процентов трудоспособного населения. На фоне этого – ощутимая инфляция (заметная по походам в магазин) и регулярно меняющиеся цифры в объявлениях обменников. Понятное дело, не в сторону укрепления рубля.
Динамика общественных настроений в этой ситуации не требует особых комментариев. Можно сколько угодно рассказывать по телевизору, что кризиса у нас нет, или что он пришел к нам из Америки, или что "мы выйдем из него еще более сильными", все равно самую точную оценку ситуации в стране человек обычно дает, исходя из собственного экономического положения.
Властям сегодня верят все меньше и меньше, как в те "перестроечные" годы, когда полки пустели, а про холодильник в шутку говорили, что он упорно не подключается к телевизору. Вот только приведет ли это к политическим последствиям? И каким именно? И когда?
Когда кризис только начинался, довелось мне прочесть примечательные высказывания Эдуарда Лимонова. Мол, "я и мои сторонники рады кризису. Он нам нравится, как пришедшая от Господа Бога политическая помощь. В большинстве своем мы – малоимущие граждане, поэтому перед нами не стоит перспектива потерять что-либо в кризисе, а тех, кто потеряет, нам не жалко". И дальше: упадут цены, окажется доступным жилье, нефть станет дешевле дождевой воды, и ее будет невыгодно продавать. Вот тогда-то "на улицу выйдем мы, и устроим свободные выборы".
Надо сказать, что принцип "чем хуже, тем лучше" довольно распространен среди оппозиционных политиков. И не только Лимонов уповает на кризис, который должен принести свободу, равенство и братство. Вот только предлагать народу радоваться кризису – значит быть крайне недальновидным.
Не знаю, есть ли что терять Лимонову. Возможно, и нет – судя по тому, как его сторонники собирают в кепки мелочь, чтобы отдать деньги, которые у него отсудил Юрий Лужков. Но очень многим гражданам нашей страны, в том числе не слишком богатым людям, очень даже есть, что терять во время кризиса: привычную работу, возможность жить мало-мальски достойно, давать детям образование, покупать лекарства, отдыхать хотя бы на недорогих турецких курортах.
Перспектива начать не жить, а выживать, как в начале 90-х или как после дефолта 1998 года, вызывает у них не светлую радость в преддверии краха кровавого режима, а страх и нервные потрясения.
Ну не готовы люди ради того, чтобы этот режим провалился в тартарары, пожертвовать своим личным благополучием! И не свободные выборы им сегодня нужны в первую очередь, а гарантии сохранения уровня жизни. Или, хотя бы, надежды на то, что он сохранится. А когда люди слышат по радио или читают в газетах о восхвалении кризиса, который, мол, приведет к долгожданным изменениям в стране, они произносят в адрес тех, кто это изрекает, явно непечатные слова…
Да, без демократии, без свободы слова, без справедливого суда, без разделения властей – короче говоря, без изменения политического режима невозможно выйти из кризиса. Авторитарный режим может поддерживать сносный уровень жизни граждан на волне экономического успеха, вызванного тем, что к нему, на самом деле, не имеет никакого отношения – высокими ценами не нефть. Но в кризисных условиях этот режим принципиально не справляется. И надо не радоваться кризису (что вызовет у граждан только раздражение), а долго и терпеливо объяснять им, что в их нынешних бедах виновата не Америка и не заговор ЦРУ, а неэффективное, недемократическое устройство власти в стране.
Будь в стране демократия, разве позволил бы парламент, отражающий мнение граждан, использовать бюджетную "заначку" на помощь избранным? Разве можно было бы принимать "антикризисные меры" лишь для защиты, мягко говоря, не самой бедной части общества? Разве можно было бы кидать с барского плеча сотни миллиардов рублей "Роснефти", "Русалу", "Газпрому", Внешэкономбанку и другим крупнейшим компаниям и банкам? Сколько раз нам рассказывали про "подушку безопасности", которая предназначена для защиты от возможного кризиса? Ну вот, кризис наступил. Так почему же на этой "подушке" сегодня "спит" весьма ограниченное число людей? И ничего не слышно, чтобы они отказались от своих яхт и частных самолетов, продали принадлежащие им заграничные футбольные клубы или компании.
Все это происходит на глазах у общества – и массовое сознание хоть и медленно, но меняется: "нефтегазовый наркоз", под которым множество людей находилось на протяжении последних 7-8 лет, начинает проходить. Вот только повторится ли "оттепель" двадцатилетней давности? Повторится ли всплеск гражданской активности? Тогда мы имели дело с дряхлеющим режимом, а сегодня с тем, который знает, что для сохранения власти надо не стесняться в средствах. И в первую очередь, будет во время кризиса "подкармливать" силовые структуры и чиновничество – свою верную надежу и опору на случай социальных потрясений…
"Политическая помощь" от бога не придет. Справляться придется самим. Это долго и трудно – но иного пути просто нет.
Борис Вишневский
Комментарии