Итоги недели. Актер и зрители едины
На модерации
Отложенный
Я уважаю профессионалов. Поэтому вполне почтительно отношусь к Хазанову и к Познеру. Но их беседа на этой неделе (программа «Познер») произвела тяжкое впечатление.
Напомню — правда, не дословно, но за смысл ручаюсь — один фрагмент.
Познер говорит Хазанову: «Вы как-то сказали, что если Вам поможет начальство с театром, то Вы готовы его «куда угодно целовать». Я бы еще понял «в плечико». Но — «куда угодно»?» Хазанов: «Нет, цитата неточная. Я именно сказал «в плечико».
Далее следовало длинное препирательство, насколько точна цитата. В конце концов, сошлись на «плечике». И оба облегченно вздохнули. Все это говорилось или вполне серьезно, или уж с такой тонкой иронией, что зритель (я) ее совсем не заметил.
Что ж, кто-кто, а я далек от юношеского максимализма. Театра у меня, к счастью, нет, начальства тоже нет, а вот гнуть спину «по жизни» и приходилось, и приходится, и еще придется.
Но не могу отделаться от чувства, что передо мной была какая-то «сатирическая миниатюра», только в режиме реалити-шоу. То есть, попросту говоря, Хазанов от своего имени и вполне серьезно, произносил речи СВОЕГО ПЕРСОНАЖА. И, кажется, не понимал, насколько это выглядит комично…
И — не он один. Точнее, мало кто из народных артистов сегодня не мог бы произнести эти речи.
Тот же Хазанов (не говоря уж о Познере) сроду не был диссидентом, всегда был — как, собственно, и положено артисту — «при власти», обласкан и награжден. Как и Захаров, Рязанов, Табаков и т.д.
Но они были смелее! При Советской власти они были смелее. «И истину царям с улыбкой говорил». Да, миндальная улыбка артиста смягчала жесткие углы — но углы были. В кармане — но была фига.
Сейчас нет ни жестких углов, ни фиг.
ПОЧЕМУ?
Чего им-то бояться? При Советской власти могли закрыть спектакль, снять загранпоездку, не дать квартиру… Ну, что еще могли? Вроде больше ничего такого страшного.
Что им могут сделать сейчас? Налоговую в театр прислать? Да вряд ли… Скандал грандиозный, а смысла никакого. Отказать в финансировании? Найдут спонсоров. Кто-кто, а они — найдут своих меценатов.
В общем, у меня не хватает фантазии представить, чего им бояться. По-моему — нечего. Кроме одного: просто не хотят «портить отношения». Зачем? Приятнее иметь приятные отношения…
Верно.
Но ведь и раньше, 30-40 лет назад, было приятнее иметь хорошие отношения с ЦК КПСС, с КГБ, со всеми начальниками.
И, однако, театры, фильмы, книги соревновались — чья антисоветская фига поувесистее будет. Почему? «Нас водила молодость в сабельный поход, нас бросала молодость на Кронштадтский лед»?..
Да, 70-80 не 30-40… Старость не радость, а большое свинство (кстати, Хазанов совсем не так стар — 60 с небольшим).
Но тогда другой вопрос — а сейчас молодых нет вообще? Их больше не производят?
Я же не рассматриваю «персональное дело Хазанова-Захарова-Табакова». Нет. Вопрос не в них.
Они — люди времени. В 1960-70-е они были одни, в 1980-90-е были другими, ну а сейчас — третьи.
Не фрондируют. Ни в чем. И совсем не потому, что годы вышли.
Нет. Просто тогда фрондировали ВСЕ. Все, кто себя хоть чуть-чуть уважал и хотел, чтоб и другие уважали.
Сейчас не фрондирует НИКТО. И все себя вполне уважают, и их уважают.
Так что изменилось? Не с отдельными народными артистами, а с народом?
Актер чувствует зрителя.
Тогда зритель — их зритель, интеллигентный зритель — хотел фронды. И получал ее. И хотел еще больше. Обычная обратная связь.
А сейчас чего хочет? Ругани в адрес Америки? Задорнова с Леонтьевым? И получает. И хочет — еще! «Дальше, дальше, дальше», как написал модный драматург-шестидесятник, ныне владелец крупной недвижимости.
Тогда, «в поздний совок», была модна сатира. Социальная сатира. Антисоветская сатира.
А сейчас что модно? Обличение тупых «пиндосов»?
А разве сама эта антиамериканская истерия — не ГОМЕРИЧЕСКИ СМЕШНА?! Разве тексты Задорнова не СМЕШНЫ — только совсем не в том смысле, в каком он их считает смешными?
Разве натужный пафос «вставания с колен не разгибая спины» — не оглушительно смешон?
Разве вся наша жизнь, с барабанным патриотизмом, имперским жлобством, запредельным самодовольством халявщиков, — не всемирный анекдот?
Что ж вы не смеетесь, господа?
Что, один Шендерович с Иртеньевым обладают столь развитым чувством юмора, а всем остальным совсем не смешно? А им что — молиться хочется? Гимны петь и на льду кренделя в форме двуглавого орла выписывать?
Нет, дело не в художниках. Они чувствуют зрителя — Его Величеству Зрителю это не нужно.
Смех не убил Советскую власть, но помял ее крепко.
«Не знаю, как в Лондоне, не была. Может, у них собака друг человека, а у нас — управдом друг человека». Невиннейшая фраза, очень смешная, вошла в поговорку. Но ведь в этой фразе содержался тихий, без пафоса, но смертный приговор Системе. У «них» — жизнь человеческая, а у нас — казенная «во имя Человека», под присмотром Управдома. Не все это так бы выразили, но смеялись — и отнюдь не над Лондоном — все. Смех пришел раньше ясного понимания, но это был смех над СИСТЕМОЙ. «Руссо туристо, облико морале», «Откуда у тебя это? — Оттуда. — ОТТУДА?!», «Наши люди в булочную на такси не ездят». Вот так — не из солженицынского набата, а из «Бриллиантовой руки» рождалось МАССОВОЕ понимание маразма «совковой жизни» — понимание, что мы забитые властью люди, с идиотской шпиономанией, зайцы, которые со страхом косят свою трын-траву, пока «у поганых болот чьи-то тени встают».
А сейчас — нет страха?
Поганые болота осушили?
И тени не встают?
Смеха нет…
Пришло время ЛЖИВОГО ПАФОСА. Но его раззолоченную пустоту, пошлость, фальшь некому вскрыть. Не потому, что никто не умеет — мастеровитых сатириков хватает. И даже не потому, что страшно — во времена СССР а-та-та могли сделать побольнее.
А потому, что нет СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА. Отупевшему и осовевшему зрителю и слушателю самоирония противопоказана. «Нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали» — это не только вечный заказ власти. Это и «пожелание зрительской массы». Ну что ж, зритель всегда прав.
Но, по-моему, скоро пафос начнет уже из ноздрей течь. И тогда востребована будет как раз дефицитная сатира. Тем более что иголка кризиса уже покалывает пузырь самодовольства.
Комментарии
много ли было сатириков
сейчас похоже те же времена
только террор сейчас моральный
хотя такой вопрос чего это так внезапно
например невзоров замолчал
ушел вишь в конюшню и молчит
знает наверно почему но никому не рассказывает