Тайна смерти Ясира Арафата: до сих пор сплошные вопросы
На модерации
Отложенный
ДОКАЗАТЬ ПРИЧАСТНОСТЬ К ЭТОМУ ИЗРАИЛЬСКИХ СПЕЦСЛУЖБ ТАК И НЕ УДАЛОСЬ
Очередная, четвертая, годовщина смерти Ясира Арафата вновь подняла волну интереса к этому политику. Не только к его фигуре, масштабной и одновременно противоречивой, но и к палестино-израильским проблемам в целом. По стечению обстоятельств годовщина смерти Арафата практически совпала со срывом перемирия в Израиле. Палестинские террористы совершили массированный обстрел города Сдерот и поселков Западного Негева.
На территории правительственного комплекса Муката в Рамалле торжественно открыт мавзолей Арафата из стекла и иерусалимского камня. С трех сторон он окружен водой, а под гробницу заложен кусок железнодорожного полотна в знак того, что захоронение в Мукате временное и кости Арафата когда-нибудь перезахоронят в Иерусалиме. На Иерусалим указывает и луч лазера, установленного на крыше сооруженной рядом с могилой Арафата мечети.
Выступая на церемонии открытия мавзолея, нынешний председатель ПА Абу Мазен вновь пообещал добиться того, чтобы Иерусалим стал столицей палестинского государства. Он возложил на могилу "раиса" венок и поклялся сохранять верность "арафатовскому курсу". В Рамалле проводят массовую церемонию в честь годовщин смерти Арафата. Ее причина до сих пор неизвестна. В интервью по случаю трехлетней годовщины смерти мужа вдова Арафата Суха заявила, что "тайна его смерти похоронена вместе с ним".
"Он не умер! Он будет жить вечно в наших сердцах! Он - символ единства палестинского народа!" - эти и другие лозунги вкупе с многочисленными портретами покойного палестинского лидера заполоняют улицы Рамаллы в день смерти "раиса". В Мукате, возле мавзолея над могилой Арафата, собираются десятки тысяч палестинцев. "Если бы Арафат был жив, - сказал корреспонденту Ynet один из палестинцев, - не было бы раскола в палестинском народе, мы были бы едины, как никогда".
Как сообщает ИА NFC, специальная комиссия в Рамалле, расследовавшая обстоятельства смерти Арафата, пришла к выводу, что к смерти бывшего главы Палестинской автономии причастен начальник службы разведки ПА Тауфик Тирауи. По сведениям катарского издания "Аль-Раия", именно с этими выводами комиссии связано решение нынешнего главы палестинской администрации Абу-Мазена сместить Тирауи с его поста.
Есть версия, что бывший палестинский лидер был ликвидирован одним из своих сподвижников - Мухаммедом Дахланом. Пресс-секретарь фракции ХАМАС в Законодательном собрании ПА Мушир аль-Масри заявил, что при обыске в доме Мухаммеда Дахлана в Газе были обнаружены документы, свидетельствующие о причастности Дахлана к ликвидации Арафата. Аль-Масри не уточнил, на кого конкретно работал Дахлан и с какой целью он "ликвидировал" палестинского вождя и нобелевского лауреата, но намекнул, что Дахлан находился в постоянном контакте с рядом западных спецслужб.
Представители ХАМАС в секторе Газа заявляют также, что на допросах, которым были подвергнуты некоторые взятые в плен в ходе последних событий лидеры ФАТХ, выяснилось, что Дахлан стоял за организацией неких "батальонов смерти" - специальных террористических групп, которые "решали" его политические и личные проблемы как внутри движения ФАТХ, так и в Палестинской автономии в целом. Ранее ХАМАС заявлял, что Дахлан, будучи руководителем так называемой Превентивной службы безопасности ПА, участвовал в планировании ряда терактов против израильских военнослужащих в 90-х годах. Что же касается "ликвидации" Дахланом Арафата, то пока эта версия представляется сомнительной.
Столь банальная версия смерти вождя не удовлетворила ни его боевых соратников, ни жителей автономии. Стали выдвигаться подозрения, что Арафат был отравлен "сионистами". Выходящая в Лондоне арабская газета "Аш-Шарк аль-Аусат" опубликовала информацию, что бывший глава израильского правительства Ариэль Шарон лично приказал отравить Ясира Арафата. Эта информация, по сведениям газеты, содержится в еще не опубликованной книге советника Шарона, писателя и журналиста Ури Дана, скончавшегося в Кфар-Сабе 24 декабря прошлого года. По информации газеты, Ури Дан завещал опубликовать эту книгу после его смерти.
"Шарон тайно устранил Арафата, не решившись на его прямое убийство", - приводит газета цитату из рукописи Дана.
Сообщается также, что Басем Абу-Шариф, занимавший 15 лет должность одного из ближайших советников Арафата, неоднократно предупреждал "босса" о возможности покушения. В 2002 году он направил письмо Арафату, в котором предупредил его об опасности. "Мы получили конкретную информацию о намерении Израиля отравить тебя. Будь осторожен с едой и питьем", - предупреждал Абу-Шариф палестинского лидера. По словам Абу-Шарифа, он направил это письмо Арафату после того, как узнал от приятеля в Вашингтоне о беседе между тогдашним премьером Израиля Ариэлем Шароном и министром обороны Шаулем Мофазом. "Ты обещал США не убивать Арафата бомбами, но есть много способов отправить его в иной мир", - сказал Мофаз Шарону.
Кроме того, говорят, что в крови покойного лидера Палестинской автономии содержался вирус иммунодефицита. Об этом заявил личный врач Арафата доктор Ашраф аль-Курди иорданскому новостному сайту Amman. Остается загадкой, где именно палестинский лидер мог заразиться СПИДом. По словам аль-Курди, который в свое время числился сотрудником Минздрава Иордании, вирус попал в кровь Арафата незадолго до смерти.
Аль-Курди считает, что кончина Арафата вызывает сплошные вопросы. В частности, доктора до сих пор смущает то обстоятельство, что его сразу не вызвали, как обычно, к Арафату, когда состояние его здоровья стало ухудшаться. Ему также не позволили посетить больного в Париже и осмотреть его тело после смерти. Однако врач не ответил и на вопрос, почему он не обнародовал эту информацию раньше.
Ясир Арафат умер во французском военном госпитале Percy de Clamart после двухнедельной госпитализации, куда был вывезен из Рамаллы по специальному разрешению Израиля. Состояние "раиса" ухудшалось, вскоре он впал в кому и через некоторое время с согласия родственников был отключен от аппаратуры жизнеобеспечения. Согласно официальной версии, подтвержденной комиссиями по расследованию, смерть Арафата наступила "в результате болезни, вызванной тяжелыми условиями жизни и отсутствием квалифицированной медицинской помощи".
Разные палестинские деятели неоднократно обвиняли Израиль в смерти Арафата. Было создано несколько комиссий по расследованию обстоятельств его болезни и смерти, но доказать причастность к этому израильских спецслужб им так и не удалось. Надо учесть, что Арафат несколько лет был блокирован израильтянами в своем бункере, без свежего воздуха. Вся его жизнь была полна опасностями и стрессами. Не мудрено, что он умер от усталости или естественной болезни.
После ухода Арафата Израиль вынужден искать общий язык с ХАМАС, что пока получается не очень хорошо. ХАМАС в отличие от ФАТХ в состоянии контролировать действия боевиков всех палестинских группировок. Председатель политбюро ХАМАС Халид Машаль заявил, что его движение готово к перемирию с израильтянами. Но военные выражают опасение, что руководство ХАМАС просто тянет время, чтобы лучше подготовиться к вероятной крупномасштабной операции против террористов, которую Израиль может провести в любой момент. А через пару дней после заявления случился массовый обстрел израильских поселений, ответственность за который взял на себя именно ХАМАС.
Может, надо было в свое время решать вопросы с Арафатом, но Израиль к этому не был готов. Слишком велики казались уступки, но впоследствии пришлось уступать больше.
Время работает против Израиля, поэтому тянуть с заключением мирного договора нельзя. "Если мы не придем к соглашению быстро, - заявил премьер Эхуд Ольмерт, - то цена этой упущенной возможности может оказаться непереносимой". Промедление с заключением израильско-палестинского договора ведет лишь к тому, что международное сообщество все больше склоняется к идее одного двунационального государства, в котором евреи уже не будут большинством. Это, по мнению Ольмерта, будет настоящей катастрофой. Единственный способ избежать этой катастрофы и сохранить еврейское государство - пойти на компромисс и территориальные уступки, убежден Ольмерт. Приближается время, о котором мечтал старый Арафат.
Владимир Шенк
Комментарии