РПЦ подозревают в шовинизме, но ей это не мешает

На модерации Отложенный Изучать или не изучать в школах "Основы православной культуры"? Об этом в России ожесточенно спорят уже шесть лет.

В 2002 году Патриарх Алексий II впервые публично предложил ввести в школьную программу этот предмет. Тогдашний министр образования Владимир Филиппов идею поддержал, однако пообещал, что обязаловки не будет: "Основы православной культуры" станут преподавать факультативно.

В декабре того же года некоммерческое партнерство "Родительский комитет" направило президенту Владимиру Путину открытое письмо в поддержку введения ОПК в школах. Под посланием подписались почти 40 тысяч человек из 43 регионов России.

Не дожидаясь решения Москвы, в некоторых российских регионах на основании решений местных властей явочным порядком стало вводиться преподавание ОПК – в рамках так называемого "регионального компонента", который не должен утверждаться федеральным министерством образования. Так, в 2007 году ОПК был обязательным предметом для школьников Белгородской, Калужской, Брянской и Смоленской областей. На факультативной основе православную культуру изучали в Рязанской, Орловской, Московской, Курской, Самарской и других областях.

Обязательное преподавание ОПК вызвало массовые протесты родителей. Дошло до того, что было заявлено о подготовке жалобы в Европейский суд по правам человека. Правозащитники отмечали, что в Европейском суде уже был прецедент, когда по аналогичной жалобе, поступившей из Норвегии, было принято решение о недопустимости обязательного преподавания религии в школе.

Нынешний министр образования Андрей Фурсенко неоднократно заявлял, что он против преподавания в школе основ православной культуры. Фурсенко предложил учебный курс по истории мировых религий и инициировал издание соответствующего учебника. По его мнению, с одной стороны, мировоззрение детей не должно формироваться под влиянием священнослужителей, с другой – не стоит провоцировать представителей других конфессий. В конце января 2006 года за такую позицию Фурсенко был освистан участниками Рождественских образовательных чтений в Москве.

В июле 2007 года группа академиков РАН направила президенту Владимиру Путину открытое письмо, в котором известные ученые выступили против вмешательства Русской православной церкви "во все сферы общественной жизни".
В частности - против попыток РПЦ ввести во всех школах обязательный предмет ОПК. "Русский православный собор считает, что изучение "Основ православной культуры" необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения. Разве можно так презрительно относиться к другим конфессиям? Не напоминает ли это православный шовинизм?" - говорилось в открытом обращении.

Однако в январе 2008-го, Алексий II в видеообращении к участникам XVI Рождественских образовательных чтений вновь подчеркнул необходимость преподавания ОПК в школах. При этом он посетовал: после того, как в конце 200г-го был обновлен закон об образовании, из него убрали "региональный компонент" – а ведь именно в рамках этого компонента многие регионы преподавали ОПК. Патриарх дал понять, что достигнута некая договоренность с министром образования относительно места духовно-нравственного просвещения в учебной школьной программе. Некоторые наблюдатели расценили это так, что министерство склоняется к допуску преподавателей православия в школы.

Дело в том, что в феврале 2008 года президентом Путиным был подписан принятый Федеральным собранием закон, вносящий поправки в законы "Об образовании" и "О свободе совести и о религиозных объединениях". Теперь религиозные образовательные учреждения могут получать государственную аккредитацию, что позволит им выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца. Иными словами, выпускники высших духовных учебных заведений получают право работать по специальностям, требующим высшего образования, в светских учреждениях, в том числе – в школах и вузах. Это, как считает бывший министр образования РФ Эдуард Днепров, снимает главное препятствие на пути внедрения "Основ православной культуры": ранее священникам доступ в школы был закрыт (в соответствии с законом об образовании), а светские учителя не очень-то стремились преподавать детям ОПК.