Путин пытается вновь сделать из России мировую державу

На модерации Отложенный

Путин не стал тянуть резину: не зная каким способом - партийным лидерством, премьерством или изменением конституции - сохранить власть, выбрал все три варианта. В то же время немного национализирует экономику, согласовывает позицию с Обамой и пытается вновь сделать из России мировую державу.

Опоры путинской власти

Владимир Путин, окончивший юридический и экономический, дослуживший в рядах КГБ до подполковника, получил власть 9 августа 1999-го - которую с тех пор не выпускает из рук, и, вероятно, до конца жизни уже не выпустит - не благодаря знаниям, харизме, связям или черному поясу дзюдо, а вследствие сменившей коммунизм особой русской демократии. Безусловно, вышеперечисленные особенности тоже сыграли большую роль в его подъеме, но не они были на первом плане.

Хоть Борис Ельцин объявил об отставке только в конце 1999-го - тогда и получил Путин непосредственную власть, если не считать назначения главой правительства 16-го августа - мы все же запомнили не эту дату, и не случайно. Ведь 9-го августа Ельцин озвучил фразу, вознесшую Путина: 'Сейчас я решил назвать человека, который, по моему мнению, способен консолидировать общество... Владимир Путин'. Эта напоминающая почти королевские традиции фраза хорошо иллюстрирует демократические обычаи той страны, которая в XX веке почти столетие управлялась сравнимым с богом лицом, и от этих обычаев не может освободиться по сей день.

Ведь популярность Путина превышает восемьдесят процентов, а его партия имеет больше двух третей в парламенте, что невозможно ни в одной европейской стране. Этим, конечно, можно сэкономить время на спорах с несуществующей оппозицией (разве что коммунисты иногда предъявляют немного претензий), и народу не нужно сталкиваться с тем фактом, что практически ни один нормальный проект закона - как это бывает в нашей стране - нельзя довести до конца из-за постоянной канители. СМИ, правда, в руках партии, оппозиции практически нет, кое-где случаются махинации во время выборов и партийно-националистические интересы защищаются слегка агрессивно (смотри пример Грузии), но ведь что-то за что-то.

Путин по конституции не мог в третий раз стать президентом, поэтому посадил куклу Медведева, а сам вновь занял премьерский пост. Но на всякий случай избрал себя и председателем партии, а потом протащил через Думу (решение Совета Федераций и президентская подпись будут теперь лишь формальностью) конституционное изменение, по которому президента будут избирать на шесть, депутатов на пять лет - и согласно этому он может оставаться на главной роли хоть до 2028-го. Изменение вдобавок расширяет и его полномочия, так как теперь победившая на местных выборах партия - а это партия Путина 'Единая Россия' - выдвигает губернаторов. (Вопрос в том, будет ли это отменено в случае, если Путин станет президентом).

Медведев, между прочим, весьма полезен: он вел переговоры по Грузии, он заявляет о необходимых предупредительных экономических мерах - одним словом, он делает всю негативную или щекотливую работу, чтобы Путин, не дай Бог, не предстал в плохом свете. Взамен он может номинально оставаться во главе России, может, еще лет одиннадцать. Власть Путина доказывает и то, что более серьезные встречи с зарубежными гостями всегда проходят с его, а не Медведева, участием.

Экономическое лечение

Экономический кризис достиг и России, поэтому и здесь нельзя было обойтись без изменений и финансовой помощи.

Но тень национализации здесь будто бы более угрожающе надвинулась на российские предприятия, чем в других странах. К тому же постоянное падение цены на нефть - теперь уже меньше 50-ти долларов - существенно пинает в зад российскую экономику, и если эта ситуация не изменится, то придется рассчитывать на новые экономические акции спасения.

Сейчас разрабатывается план поддержки экономики из пятидесяти пунктов на 220 миллиардов долларов, к которому ожидается принятие законов, возможно, и в этом году, но самое позднее в первой четверти 2009-го. План сконцентрирован на внутренней торговле и импорте, а также на возобновлении замороженных объектов строительства. Отдельную программу кредитования выработали для мелких предпринимателей, а также хотят поднять размер пособия малоимущим. Для этого, правда, нужно прикоснуться к валютным запасам страны, которые уменьшились на 100 миллиардов долларов - и ожидаются дальнейшие расходы.

Отдельное беспокойство вызывает то, что за помощью обратились такие гиганты, как 'РУСАЛ' и крупнейшая нефтяная компания 'ЛУКойл'. Государство поспешило на помощь им так быстро потому, что в обмен на кредиты они предоставляли собственные акции, а в случае неплатежеспособности, российские акции попадут в руки иностранцев - чего Путин очень не хочет. В правительстве мечтают даже о рубле как мировой валюте - поэтому стремились ослабить доллар - наперекор тому, что курс рубля упал за последние 2,5 года до минимума. Идеей поделились с несколькими дружественными Москве странами, но только Вьетнам приветствовал предложение.

Увольнения тоже несут проблемы стране, имеющей до этого наилучший для себя 5,2% уровень безработицы, так как по некоторым прогнозам до середины будущего года может быть сокращено до 340 тысячи рабочих мест. Не оправдан и чрезмерный оптимизм российских аналитиков, в том числе из-за того, что за период с августа по октябрь из страны ушло капитала на 83 миллиарда долларов, в то время как в 2008-м планировалось привлечь 40 миллиардов.

Внешняя политика и военная экономика

Хоть сегодня саммит G20, а на нем - встреча Медведева с Обамой, слишком больших изменений не предвидится. Ситуация, сложившаяся из-за Грузии, все еще несет груз напряженности, к тому же она обостряется не слишком вероятной возможностью членства Украины в НАТО и ракетной дуэлью. Последняя видится сейчас таковой, будто Россия поставила в известность Америку: думаете, что государства-изгои хотят угрожать ракетами? (Ведь по идее для этого и строится щит: против Ирана и Северной Кореи). Тогда получайте ракеты, ... вашу мать! (И заявили, что хотят разместить свои ракеты в Калининграде, в ответ на противоракетный щит). Естественно, сообщили Обаме - что поддержал и глава итальянского правительства Сильвио Берлускони - что если не будет противоракетного щита, то не будет и ракет со стороны России, но Америка моментально отвергла это предложение.

Российский народ, между тем, все сильнее хочет жить в считающейся великой державой России - это выяснилось из результатов опроса ВЦИОМ, а национализм покоряет мозги все большего числа интеллигенции. Этому могут помочь выстроенные Путиным союзные отношения со многими коммунистическими государствами, из которых Венесуэлу Чавеса уже удалось идеально охмурить. Что бы ни случилось в ближайшие дни, коренные перемены в ближайшие двадцать лет едва ли произойдут.

Балаж Пастор