Что кризис сделает с мигрантами?

На модерации Отложенный

«В связи с кризисом» — очень много мифов начинается с этих слов в последнее время. Одни из самых распространенных связаны с трудовыми мигрантами. Мифа, собственно, три.
Первый: уволенные со строек гастарбайтеры начнут нападать на москвичей. Второй: сотни тысяч мигрантов скупают билеты на родину, чтобы там спокойно переждать кризис. Третий: голодные гастарбайтеры сотнями сдаются миграционной службе в надежде, что их депортируют домой. В каких из этих слухов есть хотя бы частица правды, выяснял «Часкор».
Первое, что нужно уяснить: а повлиял ли финансовый кризис на мигрантов вообще? Сколько приезжих из стран бывшего СССР уже успели потерять работу на стройках или в ДЕЗах? Желтые газеты пишут: тысячи. Но достоверных подтверждений этим цифрам найти непросто.

«Никаких массовых увольнений среди легальных мигрантов не фиксируется, — говорит руководитель пресс-службы ФМС Константин Полторанин. — Напротив, есть дефицит рабочей силы. Стройки, конечно, замораживаются, но на стадии проекта, на этом этапе строителей еще никто не нанимает».

О том, что строительную отрасль лихорадит, известно давно. Неясно, насколько сильно. Много говорят о проблемах «Дон-строя» и КРОСТа, но в самих компаниях слухи отрицают. Временно тормозятся работы в Москва-Сити, правительство Московской области активно ищет инвесторов для завершения строительных проектов. В том, что они официально замораживают проекты, признались пока только компании «Система-Галс» и «Евразия логистик». Но замораживание строительства тоже понятие относительное. Например, законсервированные было проекты «Миракса» быстро ожили — помог мэр Лужков.

В общем, говорят представители отрасли, большинство компаний сейчас ориентируются, во-первых, на значительное сокращение намеченных в докризисные времена планов. Под эту категорию, судя по всему, подпадает «Метрополис» на Дубровке, торговый центр в Москва-Сити, который собиралась строить Africa Israel Investments, проект офисных комплексов рядом с Третьим кольцом. Во-вторых, на завершение строек, где работы выполнены более чем на 50%. О массовых и скоропостижных увольнениях в этой ситуации говорить не приходится.

Не спешат бить тревогу и представители организаций, помогающих иммигрантам. «Есть ряд работодателей, использующих труд иммигрантов, которые намереваются не выплатить заработанное, уже нанимая их, — рассказывает Елена Буртина, представитель общественной организации «Гражданское содействие». — Такие были всегда. Мы боимся, что из-за кризиса с мигрантами не смогут расплатиться и во многих честных фирмах. Но пока заметного количества жалоб на это к нам не поступает. Мы специально консультировались с фондом «Таджикистан» — там тоже роста не отмечают».

В Межпрофессиональном союзе трудящихся (МПСТ) — организации, которая занимается трудовыми конфликтами, в том числе и с участием мигрантов, — тоже хранят спокойствие. «Да, все говорят, что стройки будут закрываться, а мигрантов — выбрасывать на улицу. Но пока конкретики нет. Единственное, по информации, полученной от работников «Дон-строя», там были небольшие забастовки из-за задержек зарплаты на нескольких объектах», — признается активист организации Андрей.

«Но без работы могли остаться тысячи нигде не учтенных нелегальных мигрантов, — не унимаются желтые газеты. — Эти работники и представляют основную угрозу для москвичей». Однако подтверждения этим слухам можно найти разве что в блогах националистов. «Мигранты убили пожилую женщину-профессоршу. Цель — ограбление. Гастарбайтеры жестоко избили молодую мать, чтобы отнять мобильный телефон» — таких постов можно найти сотни, но ссылок на достоверные источники в них нет.

По статистике же, доступной на сайте МВД, никакого принципиального роста преступности за последнее время не произошло. Правда, итоги подведены только на конец сентября.

Не отличающийся толерантностью сайт «Петровка, 38» также не изобилует историями о преступлениях строителей, потерявших работу. Говорят, однако, что участковые и оперативники получили инструкции, требующие усилить контроль над местами проживания мигрантов. Но сделано это скорее на будущее.

Допустим, милицейские сводки не учитывают все совершаемые противоправные действия. Но и количество выездов скорой помощи, например, по фактам ножевых и огнестрельных ранений принципиально не выросло. Информацию о них можно найти на сайте Департамента здравоохранения Москвы. И в начале августа, и сейчас врачи скорой помощи в сутки фиксируют 20 случаев ножевых ранений и менее пяти — огнестрельных.

«Не грабят и не убивают, потому что все уезжают», — поднимают голову сторонники второго мифа. Он родился по аналогии с США и Европой — там уже отмечается отток иностранной рабочей силы. Так, например, из Ирландии уже выехало 30 тыс. поляков. Еще выше показатели у Испании: в сентябре правительство этой страны предложило иммигрантам единовременную выплату двухлетней суммы пособий по безработице с условием, что те покинут страну. В США число въезжающих на сезонные работы мексиканцев сократилось почти на 50%. Мексиканцы массово покидают и Канаду.

«У нас все совсем наоборот. Никакого бегства мигрантов на историческую родину не наблюдается, — полагает руководитель пресс-службы ФМС Константин Полторанин. — Есть традиционный отток перед Новым годом: еженедельно из страны уезжает около 100 тыс. гастарбайтеров, чтобы провести праздники со своими близкими и родственниками».

Правозащитники, правда, отмечают: в этот раз сезонные показатели чуть выше. Однако на родину мигрантов гонит не экономический кризис, а страх. В октябре в Можайском районе Москвы была изнасилована и убита 15-летняя Анна Бешнева. По подозрению в совершении преступления был арестован дворник из Узбекистана Фарход Турсунов. Сначала следствие продвигалось крайне медленно, и заминкой не преминули воспользоваться неонацисты, которые 4 ноября провели показательную карательную акцию. По всей Москве были избиты десятки людей азиатской внешности. В итоге в целом ряде московских ДЕЗов дворники и рабочие начали увольняться. «Началось движение, — заявил начальник отдела ЖКХ в управе Можайского района Михаил Кишкин. — Приезжие таджики и узбеки в страхе пытаются вернуться домой».

Не только кнут, но и пряник заставляет мигрантов возвращаться на родину. Специалисты по миграции отмечают увеличение азербайджанцев и киргизов, отправляющихся домой. В первом случае можно говорить об экономическом чуде закавказского разлива: Азербайджан богатеет на глазах. Во втором — о новой социальной политике: киргизские власти запускают обучающие программы для взрослого населения. Мигранты имеют шанс пройти переквалификацию и вернуться в Россию уже в новом статусе.

Все они едут на родину за свой счет. То, что сотни мигрантов сдаются ФМС с просьбой депортировать их домой, оказалось не более чем телевизионной уткой. «Такой тенденции нет и быть не может. Процесс депортации очень сложный. Мы не можем просто так высылать из страны каждого желающего. Если милиция остановит нелегального мигранта один раз, то вынесет предупреждение. Поймают второй раз — назначат штраф. Депортировать мигранта можно только по решению суда, в ходе которого будет доказано, в частности, что мигрант не имеет возможности уехать самостоятельно», — говорит Константин Полторанин. Но даже если приезжему удастся пройти все круги бюрократического ада, вовсе не факт, что он получит заветный билет на поезд.

Выходит, все три мифа не имеют под собой реальных оснований. Это, впрочем, не мешает им становиться самой обсуждаемой темой в блогах, да и просто в кругу друзей. Таков закон человеческой психики: в тяжелые времена становишься легковерным. Причем в дурное верится особенно легко.

Дарья Окунева, Александр Литой