День Благодарения: что это такое и с чем его едят
На модерации
Отложенный
В четверг 27 ноября в США отмечается День Благодарения. Опрос службы Gallup показал, что 27% американцев считают День Благодарения своим самым любимым праздником (63% отдали предпочтение Рождеству, 9% - Новому году).
День Благодарения впервые был отпразднован в 1621 году английскими колонистами, второй год жившими в Плимутской Колонии, неподалеку от современного Бостона. Официальная версия этой истории звучит следующим образом: предыдущая зима была очень тяжелой и голодной, новая зима также сулила колонистам мало хорошего. Тогда губернатор решил поднять дух своих подчиненных и организовал первый День Благодарения. Праздник совместно отметили британские колонисты и их соседи-индейцы из племени Вампаноаг, благодаря помощи которых колония выжила в первую голодную зиму. Пуритане, составлявшие большинство колонистов, привнесли в этот праздник глубокий религиозный смысл - они видели в нём способ поблагодарить Всевышнего за милости и отметить конец сбора урожая.
Относительно недавно было доказано, что этот праздник имеет несколько более давнюю историю, причем связан не с англо-, а испаноязычными американцами. В 1598 году, то есть за 23 года до канонического праздника, его отметили в местечке Сан-Элизарио, которое находится на территории современного Техаса. Инициатором праздника стал некий Хуан де Онате, который перевел группу переселенцев с территории современной Мексики через пустыню. Отмечание удачного окончания 500-км перехода и стало поводом для благодарности Всевышнему. В 1963 году был официально признан и другой предшественник Дня Благодарения. За два года до праздника в Плимутской колонии, День Благодарения отметили британские переселенцы, обосновавшиеся в Вирджинии. Они отмечали благополучное пересечение Атлантического океана - причем этот день вирджинцы праздновали и десятилетия спустя после переселения в Америку, это условие поставила английская компания, отправившая их в Новый Свет. Впрочем, ни испанцы, ни вирджинцы индейцев на свое торжество не приглашали.
Ныне многие историки подчеркивают, что День Благодарения, скорее всего, раньше всех праздновали американские индейцы, многие племена которых постоянно отмечали конец сельскохозяйственного сезона (до прибытия европейцев большинство индейских племен вели оседлый образ жизни и активно занимались сельским хозяйством). Историк Джереми Бэнгс отмечает, что пилигримы, впервые отпраздновавшие День Благодарения, не дали празднику этого названия - оно появилось позднее, причем сложно сказать, когда именно. Кроме того, скорее всего, День Благодарения отмечали не в конце ноября (в США уже холодно и долго веселиться на открытом воздухе весьма некомфортно), а в сентябре или начале октября. Этот праздник также затруднительно считать апофеозом мира, поскольку и до, и после легендарной трапезы колонисты и индейцы воевали, а через несколько лет после первого Дня Благодарения лидер колонистов отрубил голову вождю племени Вампаноаг.
Далее начинается еще более запутанная история. На протяжении следующих столетий в каждой колонии (позднее, в каждом штате) существовала своя традиция. Некоторые колонии праздновали День Благодарения ежегодно, некоторые раз в два-три года. Штаты Массачусетс и Коннектикут праздновали его 20 ноября, Вермонт и Нью-Гэмпшир - 4 декабря. В 1777 году Континентальный Конгресс (предтеча Конгресса СШАUS Congress) объявил День Благодарения общенациональным праздником и постановил, что он должен отмечаться 18 декабря. Однако этот праздник должен был быть отмечен не столько в честь легендарной трапезы, сколько в честь победы армии колонистов над британцами при Саратоге. В следующие девять лет Континентальный Конгресс еще шесть раз переносил дату Дня Благодарения, каждый раз приурочивая ее к каким-то новым событиям.
В 1789 году первый президент США Джордж Вашингтон впервые издал указ, предписывающий американцам праздновать День Благодарения. Любопытно, что эта традиция также приживалась не особенно успешно - некоторые президенты отказывались подписывать аналогичные указы, считая, что не обладают подобными полномочиями. Более того, даже после того, как этот праздник был "централизован" и освящен авторитетом федеральных властей, долгое время разные штаты праздновали его в различные дни.
Традиция праздновать День Благодарения в последний четверг ноября была окончательно установлена лишь в середине 19 века. Известно имя человека, который смог изменить американский календарь. Это Сара Джозефа Хэйл, достаточно известная в свое время писательница и борец за освобождение черных рабов. В 1827 году Хэйл опубликовала роман, в котором благородные пуритане, поселившиеся на Севере США, противопоставлялись жестоким рабовладельцам, оккупировавшим южную часть страны (на деле, рабство процветало и на Севере, причем долгое время не вызывало протестов и у самих пуритан). В романе уделялось большое внимание Дню Благодарения, как символу мирного существования представителей двух рас - европейцев и индейцев (как известно, белые колонисты владели и многочисленными краснокожими рабами - случалось и обратное). С 1846 года Хэйл, при помощи популярного женского журнала, начала кампанию по переносу Дня Благодарения на последний четверг ноября. В 1863 году ее цель была достигнута - президент Абрахам Линкольн издал соответствующий указ (Хэйл лично обращалась к нему с письмами). После 1869 года каждый президент США ежегодно объявляет этот день Днем Благодарения.
Сюзен Ричардсон, автор книги "Праздники и Святые Дни: Происхождение и Традиции", отмечает, что обоснованность этой даты долгое время подвергалась сомнению. К примеру, после окончания Первой Мировой войны было много предложений совместить День Благодарения с 11 ноября, датой подписания перемирия с Германией. Во время Великой Депрессии было предложено перенести День Благодарения на последний день ноября, дабы несколько сократить сезон зимних праздников. В 1949 году, когда последним четвергом ноября оказался последний день месяца - 30-е, президент Франклин РузвельтFranklin Roosevelt согласился с этим предложением и решил провести эксперимент: своим указом он объявил о переносе праздника на 30 ноября. В результате, начался "праздничный" бунт. Тогда в состав США входило 48 штатов. 23 из них предпочли "старый" День Благодарения, 23 - "новый", а Техас и Колорадо отметили этот праздник два раза - и по "старому" и по "новому" стилю. В 1941 году впервые в современной истории США Конгресс объявил День Благодарения национальным праздником и поручил президенту определиться с датой его проведения. В 1942 году президент Рузвельт исправил ситуацию и вернулся к прежнему порядку - к последнему четвергу ноября - подписав соответствующий указ.
День индюшкиПо легенде, на первом празднике Дня Благодарения колонисты и индейцы зажарили и совместно съели четырёх индеек. С тех пор индейка и День Благодарения стали синонимами. 49% жителей США, опрошенных службой Gallup в 2007 году, назвали индейку своим любимым блюдом Дня Благодарения. Опрос Национальной Индюшачьей Федерации США показал, что почти 88% американцев едят индюшку в День Благодарения.
В канун Дня Благодарения Президенту США на особой церемонии демонстрируют двух наиболее достойных представителей семейства индюшачьих. Одна индюшка украшает праздничный стол в Белом доме, а вторая торжественно милуется Президентом и отправляется доживать свой век туда, где ей более не грозит опасность быть съеденной. Церемония помилования индейки проводится относительно недавно - с 1947 года. В 2008 году президент Джордж Буш помиловал индюшек по имени "Тыква" и "Орех-пекан" - имена птицы получили по результатам голосования, проведенного на сайте Белого Дома. Помилованная индюшка немедленно после церемонии была отправлена в Диснейленд, расположенный в Калифорнии, где в День Благодарения станет "великим маршалом" праздничного парада. После Дня Благодарения индюшка будет пожизненно содержаться в Диснейленде. В 2007 году ее предшественница была отправлена в "Диснейворлд" в городе Орландо, в 2006 году - в "Диснейленд", расположенный в городе Анахайм.
Однако традиционная индейка - не более, чем легенда. Об этом, например, пишет историк Джеймс МакВильямс, автор книги "Революция Питания". В архивах (точнее в дневниках, которые вел губернатор) Плимутской колонии содержатся довольно точные указания о рационе поселенцев. Они ели кукурузу, яблоки, груши, тыкву, картофель и даже клубнику. Единственным мясным блюдом на празднике была оленина. Об индейке письменные источники умалчивают, археологические раскопки также не обнаружили индюшачьих костей на месте предположительного проведения праздника (кстати, праздник продолжался четыре дня, а не один - как сегодня). Индейка стала частью праздничной традиции лишь в середине XIX века.
По данным Министерства Сельского Хозяйства США, в День Благодарения американцы съедают более 45 млн. индеек.
Старейший записанный рецепт приготовления индейки относится к 1531 году. Ныне насчитывается до 4.5 тыс. рецептов приготовления индейки и около 600 рецептов, предназначенных для использования во время Дня Благодарения. Их точное количество неизвестно, поскольку кулинарная фантазия человечества не иссякает. Все рецепты, связанные с Днем Благодарения, объединяет один фундаментальный принцип: индейку готовят целиком в духовке, а в ее чрево кладут что-нибудь вкусное, например, рис, картофель, фрукты, овощи и пр. В качестве гарнира традиционно подаются кукуруза, тыква (тыквенный пирог), клюквенное варенье и картофельное пюре, хотя все зависит от вкуса и возможностей хозяев. Главные сложности в приготовлении целой индейки - ее размеры и вес. Шестикилограммовая индейка готовится примерно 3-3.5 часа.
По подсчетам Национального Центра Статистики Здоровья, в 2004 году (последние доступные данные) среднестатистический американец ежедневно потреблял 2 618 калорий, американка - 1 877 калорий. В дни праздников эти нормы намного перекрываются - веселящиеся жители США съедают 5-6 тыс. калорий. В свою очередь, по подсчетам Совета по Контролю за Калориями, День Благодарения в этом плане менее "опасен" - среднестатистический участник этого праздника съедает 4.5 тыс. калорий, поскольку индюшка менее калорийна, чем иные виды мясопродуктов.
С 1970 года производство индюшек в США выросло на почти 300%, а объемы потребления практически удвоились. В 2007 году в неволе содержалось около 2971.7 млн. индюшек. Объем продаж составил $14 млрд. В этой сфере экономики напрямую заняты 20-25 тыс. человек.
Среднестатистический американец ежегодно съедает около 6 кг индюшатины. В декабре 2007 года стоимость 1 кг замороженной индюшатины в среднестатистическом магазины США составляла $1.07. Ныне индюшка является четвертым по популярности видом мяса, продаваемом в США - по объемам потребления, в первую тройку входят курятина, говядина и свинина.
В 2007 году США экспортировали около 250 млн. кг индюшатины (то есть, примерно 10% общего объема производства). В тройку стран, закупающих большую часть американской индюшатины, в 2007 году вошли Мексика, Китай и Россия. В свою очередь, в первые 6 месяцев 2008 года США импортировали индюшек на $9.2 млн. Большую часть импорта обеспечила Канада.
Более всего индюшек в США выращивается в штатах Миннесота, Северная Каролина, Арканзас, Вирджиния, Миссури и Индиана. На долю этих шести штатов приходится две трети индюшек, произведенных в США в 2008 году.
На праздничном столе индюшка традиционно подается в компании с клюквенным вареньем (в 2008 году в США его было произведено около 312.5 млн. кг), сладким картофелем (соответственно, 816.4 млн. кг) и тыквой (почти 500 млн. кг). Кроме того, клюкву завозят из Канады, сладкий картофель - из Доминиканской республики.
В США существуют 12 населенных пунктов, названных в честь индюшки. Крупнейшим из них является городок Turkey ("Индюшка") в штате Техас, в котором в 2007 году проживало 465 человек. По этому критерию, наиболее "индюшачьим" штатом может считаться Канзас, в котором насчитывается три городка с названием "Индюшка". Кроме того, в США имеется пять городов, объединенных общим названием "Клюква" (они несколько различаются по написанию этого слова). Крупнейший город Cranberry находится в штате Пенсильвания, в нем проживает более 27.1 тыс.человек.
Индюшки внесли определенный вклад в массовую культуру. В 1909 году, на волне популярности рэгтайма, в США родился танец "теркитрот" (turkeytrot) (возможно перевести как "индюшачий бег", так же как более известный фокстрот - "лисий бег"). Теркитрот приобрел много поклонников и по той причине, что блюстителями нравов и Ватиканом был официально признан "неприличным танцем". Известны случаи, когда хозяева увольняли работниц, которых уличили в исполнении теркитрота. Мода на "индюшачий бег" оказалась кратковременной и сошла на "нет" после изобретения фокстрота (1914 год), который использовал схожую мелодическую основу и был признан столь же "неприличным".
Во время первого в истории человечества приема пищи, совершенного на Луне в 1969 году астронавтами Нейлом Амстронгом и Эдвином Олдриным, было съедено блюдо из жареной индейки.
В 2007 году газета New York Times сообщила, что практически все поедаемые в США индюшки происходят от породы, выведенной в 1950-е годы в Калифорнии птицеводом Джорджем Николасом. Эти индюшки столь быстро набирают вес и столь вкусны, что продемонстрированные ими качества стали новым стандартом индустрии. Однако эти птицы не лишены недостатков: они не способны размножаться самостоятельно.
В США действует общественная организация RAFT (аббревиатура фразы "Возрождение Американских Кулинарных Традиций"), которая выступает за восстановления поголовья других пород индеек, ныне утративших популярность у фермеров. RAFT декларирует, что лучший способ поддержать это начинание - есть больше редких индеек, таким образом, заинтересовывая производителей в увеличении их поголовья.
Комментарии