«Не бояться!» - национальная идея для России

Давайте признаем очевидный факт: корпоративного юриста Сергей Магнитского убили в российской тюрьме. Неоказание медицинской помощи больному человеку, повлекшее его смерть, - ни что иное как убийство. Сергея Магнитского убили государственные чиновники, так и не предоставив ему возможности защищаться в суде. Неизвестно, убили они его со злым умыслом, или же они просто действовали в рамках неписаных правил "системы", которая, если уж гражданин стал для нее объектом внимания, карает без жалости, независимо от того виновен он или нет. Пусть это устанавливает суд, который, если вообще состоится, надеемся, воздаст всем виновным сполна. Однако нужно помнить, что суд не сможет вынести приговор "системе", частью которой он сам является - доставшейся в наследство новой России сталинистской машине правосудия, которая работает теперь уже не для тирана, а для бюрократов и "силовиков", имеющих вполне определенные деловые интересы.

Из убийства Сергея Магнитского, как государству, так и обществу, следует извлечь несколько важных уроков.

Урок первый: российское государство может добиваться справедливости все еще только "в ручном режиме". Пока президент России Дмитрий Медведев не потребовал разобраться с ситуацией, СКП считало, что ровным счетом нет никаких оснований для возбуждения уголовного дела по факту смерти Магнитского в СИЗО. Если обладающий доброй волей президент, или какой-либо другой высший сановник, не вмешиваются, система не способна работать на восстановление справедливости. Предоставленная самой себе, она занимается только итерацией лжи. Государство, которое систематически не выполняет свою фундаментальную функцию - защиту граждан и их основных прав без ручного вмешательства, - является несостоятельным. Когда президент говорит о модернизации, то общество должно понимать, что проблема не столько в примитивности экономики, а сколько в такой несостоятельности государства. В несостоятельном государстве о модернизации можно забыть.

Урок второй: в истории с убийством Сергея Магнитского есть над чем призадуматься и самому президенту. Злоупотребление государственной властью в России на среднем и низшем уровнях вышло из-под контроля исполнительной власти на высшем уровне. Сегодня такое злоупотребление не является каким-либо отклонением от нормы, но носит институциональный характер. То, что называется вертикалью власти, и что принимается в качестве "священной коровы", на практике означает лишь обычную лояльность всех звеньев друг другу - низших высшим и высших низшим. Это, по сути, зависимость всех от всех, круговая порука, а не подчинение низших высшим. Такая зависимость никак не может упреждать и ликвидировать несправедливость, поскольку это будет расценено как нарушение внутрисистемной лояльности, как покушение на "систему". Когда-то такая система была создана во имя предотвращения развала страны, теперь она начинает пожирать само государство. Она направлена против граждан, их жизни и их собственности. Убийство Сергея Магнитского показало, что ее сохранение представляет прямую угрозу для безопасности граждан.

Третий, и самый главный сейчас в политическом смысле, урок касается модернизации. Убийство Сергея Магнитского - прямой вызов курсу президента Дмитрия Медведева, и, пожалуй, пока сама главная проверка на то, что он искренен в своих намерениях. Здесь нельзя не согласиться с Сергеем Гуриевым и Олегом Цывинским, которые высказали в своей статье в "Ведомостях" следующую мысль: все разговоры о модернизации бессмысленны, пока в стране государственные чиновники убивают людей в тюрьме без суда и следствия, будь то по причине халатности, либо того, что так действует система, заложниками и жертвами которой они сами являются, или в силу злого умысла. В стране, где правосудие систематически используется для сведения личных счетов и удовлетворения бизнес-интересов, делать профессионалу с образованием мирового уровня нечего. В России смертельно опасно защищать собственность и законные интересы своих клиентов, если они противоречат интересам вооруженных карательными функциями чиновников, смертельно опасно быть профессионалом, который действует исходя из своей совести и профессионального долга.

Другими словами, в России смертельно опасно быть современным человеком или, если использовать лексику, которая не так давно стала политической, смертельно опасно быть представителем креативного класса. Президент России Дмитрий Медведев, если он искренне нацелен на перемены, должен хорошо понимать эти простые вещи.

Зададимся простым вопросом - имеет ли смысл современным людям работать на благо страны, чтобы было все в порядке с гаджетами, энергосбережением и высокоскоростным интернетом, с полетами в космос и нанотехнологиями, с медицинским обрудованием и свежестыренными дешевыми лекарствами-дженериками, но при этом сохранялась во имя стабильности, недопущения внутренних конфликтов или удобства правящей элиты карательная система правосудия, убогая система здравоохранения и образования, низкое качество государственных услуг в целом и, наконец, низкоконкурентная политика, которая покрывает безответственность представителей власти? Вряд ли кто-либо всерьез согласится на такую модернизацию. Зачем сегодня иметь быстрый доступ в интернет, если завтра тебя могут убить в тюрьме только за то, что ты в этом интернете написал что-то не то?

В интересах общества заставить власть выйти за пределы представления о модернизации как лишь технологическом перевооружении экономики, которое, на самом деле, и представляет собой реальное "забалтывание" модернизации. Убийство Сергея Магнитского прямо говорит о том, в чем должна состоять модернизация: модернизация останется только риторикой, если государство не займется модернизацией самого себя. Государству пора перестать мыслить только технологиями и вспомнить о качестве своих институтов и услуг, вспомнить о защите базовых прав граждан. Можно сколько угодно говорить о новых технологиях и о принуждении к инновациям, но если государственная машина остается архаичной, никакие инновации не сделают граждан современными. Креативный класс не будет жить там, где государство не создало для него безопасную среду. Он не будет жить и работать в несовременном государстве. В конце концов, и в Нигерии тоже есть сотовые телефоны и быстрый Интернет. И ничто не мешает просвещенному правителю Нигерии всерьез заняться проблемой энергосбережения.

Представители российской государственной власти любят обвинять общество в несовременности и в неумении отстаивать свои интересы. Здесь есть доля правды. Но сейчас государство должно измениться само, ибо граждане беззащитны перед государством. Оно должно показать пример первым. Модернизация в России - проблема государства, а не общества и предпринимателей. Если начнет меняться государство, его изменения запустят процессы во всех остальных сферах. И здесь все в руках действующего президента. Безусловно, такая модернизация есть большой риск для власти. Но если власть хочет модернизации, рисков, как и новых врагов внутри госаппарата, не избежать.

Сейчас первоочередная задача по модернизации государства - защитить общество от карательных институтов. Необходимо реформировать всю систему правосудия и правоохранительных органов. Для этого государству пора перестать рассматривать призывы к справедливости и против статус-кво, поощряющего несправедливость, как крамолу. Если статус-кво поддерживает несправедливость, оно должно быть разрушено. Хотя опасения утратить контроль над ситуацией при проведении крупных преобразований понятны, президенту придется перестать действовать бесконфликтно. Чтобы общество поверило президенту, его словам о переменах, систему придется взламывать сверху. Это единственный способ, чтобы сделать модернизацию реальной и контролируемой. Главными сторонниками президента будут свободные граждане, которые хотят жить в свободной стране, а не истэблишмент, который молчаливо смотрит на то, как государство используется для личных целей. Самый главный лозунг текущего момента - не "Россия, вперед!", а "Не бояться!". И обращен он от граждан к власти, на просвещенность и решимость которой все еще сохраняется надежда.